Как компании осознать свою миссию перед обществом и планетой

Когда мир вокруг компании меняется быстрее, чем она сама, нужно, чтобы кто-нибудь помог ей двигаться вперед или хотя бы не отставать от остальных. В роли искателя смыслов в современных условиях выступает директор по устойчивому развитию (УР). Определяя неотложные и важные задачи, он становится катализатором перемен в компании для достижения успеха в долгосрочной перспективе. Руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Иван Кухнин рассказал Plus-one.ru о том, чем занимается директор по смыслам.

Наша компания подготовила исследование о роли директора по УР в индустрии финансовых услуг. Компании растут, их присутствие на рынке расширяется, а стоимость увеличивается. Это неизбежно привлекает внимание инвесторов и усложняет внутренние процессы. Признание рисков, связанных с охраной окружающей среды, социальной ответственностью и корпоративным управлением (Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG), имеет стратегическое значение для организации. От компаний сектора финансовых услуг ожидают раскрытия большего объема информации, отчета об их влиянии на распределение капитала и осмысления своей корпоративной миссии. Инновационные изменения в финансовых продуктах необходимы как для удовлетворения прогнозируемого спроса, так и для соблюдения новых требований регулирующих органов. Финансовые компании должны адаптировать свои стратегии к тому, что факторы ESG побуждают рынок меняться кардинальным образом.

Для небольших компаний это не повод вводить должность директора по УР: их влияние на факторы ESG может быть весьма ограничено, структура портфеля продуктов довольно проста, а инвесторы и руководство довольствуются тем, что компании не отстают от остальных. Однако для крупных фирм, которые влияют на формирование рынка и сообщества, УР — это вызов, который нельзя игнорировать. Переосмысление бизнес-модели компании, а вместе с этим и всей цепочки создания стоимости — это задача, в решение которой будут вовлечены десятки ее подразделений.

Задача директора по УР с каждым днем становится все яснее — привести бизнес-модель компании и стратегию УР к общему знаменателю и содействовать ее интеграции в общую стратегию. Для этого требуется взаимодействие, координация и информирование.

Одно из главных назначений такого специалиста состоит в том, чтобы понять среду, в которой работает компания, и донести до нее знание о целях УР. Почти две трети опрошенных респондентов из числа таких директоров заявили, что их обязанности равномерно распределены между тремя компонентами ESG: охраной окружающей среды, социальной ответственностью и корпоративным управлением. В компаниях, управляющих активами, и в страховых компаниях такой ответ дали 85% опрошенных, а среди банков — 44%.

Директорам по УР следует взаимодействовать со своими коллегами, обучать их и поддерживать с ними постоянную связь. Эффективная передача знаний необходима, потому что темпы и масштаб изменений, а также влияние повестки ESG на долгосрочный успех организации постоянно увеличиваются. Директору по УР необходимы сильные коммуникационные навыки, поскольку его сфера влияния гораздо шире, чем у других руководителей. Стратегический подход и лидерские качества такого специалиста стоят гораздо дороже, чем отдельные технические навыки, будь то работа с данными, количественный анализ, познания в области климата, знакомство с деятельностью регулирующих органов. Важно, чтобы команда директора по УР не превращалась в удаленный экспертный центр, который выпускает теоретические указания, не вовлекаясь в практический бизнес компании.

Директор по УР должен информировать о целях ESG в том числе и членов совета директоров. Он также может помочь аудиторскому комитету добиться включения рисков, связанных с изменением климата и факторами ESG, в число основных опасностей для компании и влиять на позицию комитетов по вознаграждениям, указывая на становление компании как работодателя, который уделяет большое внимание вопросам ESG.

Результаты исследования, проведенного среди директоров по УР, показывают, что значимость этой деятельности будет возрастать во всех регионах и для всех команд. Ожидается, что важность УР больше всего вырастет в подразделениях, ранее не придававших особого значения этому направлению. В тех, где занимаются обслуживанием физических лиц, андеррайтингом, управлением данными и IT, а также в финансовых отделах и казначействах. Через два года устойчивое развитие вполне может занять центральное место в деятельности таких направлений, как инвестирование, управление частным капиталом, инвестиционная банковская деятельность, управление рисками, отношения с инвесторами, маркетинг и управление брендом.

До сих пор нет четкого ответа на вопрос, в каком направлении может развиваться роль директора по УР. Но ясно одно: сегодня ему предстоит решить множество сложных задач, и многие организации осознают, что для них он становится главным в поиске смыслов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Иван Кухнин, партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ