Россияне могут остаться без картофеля, расфасованного в пластиковые сетки, но гораздо хуже то, что другой способ упаковки приведет к подорожанию продукта на 20% — напугали россиян утренние новости. Plus-one.ru разобрался, кто предложил это новшество, насколько другая упаковка картофеля повлияет на кошельки россиян, можно ли переработать сетку и сколько в этих новостях хайпа, а сколько — дела.
Запрет продажи картофеля, а также других овощей и фруктов в сетках обсуждали на недавнем совещании в Минпромторге с подачи госкомпании, ответственной за проведение мусорной реформы, — «Российского экологического оператора» (РЭО). Идея РЭО получила развитие в заметке «Ведомостей», где журналисты, сославшись на исследование Института экономической политики им. Егора Гайдара, сообщили, что замена упаковочного оборудования увеличит стоимость товаров на 20%. Далее телеграм-каналы, подхватившие новость, сократили это утверждение до следующей фразы: картофель в России подорожает из-за отказа от расфасовки в пластиковую сетку.
«Попадая в мусорную корзину, сумка-сетка обречена на захоронение, это подтверждается данными операторов сортировки и переработчиками», — приводит пресс-служба РЭО слова главы госкомпании Дениса Буцаева.
Он добавил, что сетка также застревает в сортировочном оборудовании и ведет к его поломкам. С губительностью сетки для сортировок не согласилась заместитель генерального директора группы «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова. В комментарии Plus-one.ru она отметила, что современные комплексы по сортировке могут выбрать все, но спроса со стороны переработчиков на сетки нет, поэтому — да, пластиковые сетки отправляются на полигон.
Между тем директор по устойчивому развитию РЭО Игорь Забралов пояснил, что госкомпания не предлагает запрет сетки как транспортной упаковки. «Поэтому и дорогостоящее переоборудование может не понадобиться. Однако было бы лучше, чтобы сетка не попадала к конечному потребителю. Так он сможет получать более качественный товар по более низкой цене», — считает Забралов.
Согласно расчетам, приведенным в «Ведомостях», картофель или другой товар подорожает на 20% при смене упаковки. Однако представители РЭО не видят предпосылок для такой оценки. Если картофель будет продаваться навалом, то это скорее снизит его стоимость, чем приведет к росту, говорится в сообщении пресс-службы госкомпании.
Денис Буцаев также усмотрел в продаже овощей в упаковке попытку магазинов сбыть низколиквидный товар, смешав его с овощами стандартного и большого размера. «В случаях, когда покупатель может сам отбирать себе овощи из общего навала, конечно, он не будет брать мелкий или некондиционный товар», — добавил Буцаев.
С расчетом РЭО согласна руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. По ее мнению, если государство хочет снизить объем отходов, то сетку надо запрещать и стимулировать покупателей использовать многоразовые сумки.
«Фасованные овощи должны быть дороже за счет упаковки, а также должно быть много возможностей стимулирования людей покупать нефасованные овощи. Потребитель должен знать, что сэкономит 30–50 рублей, если придет с авоськой в магазин. И дальше пусть покупатель сам решает: экономить или нет», — заявила Plus-one.ru Анна Гаркуша.
Эксперт обращает внимание на то, что если потребитель переплатил за упаковку картофеля, а не пришел со своей авоськой, то он должен видеть, как ее соберут и переработают, а не сожгут или отправят на свалку.
«При выборе альтернативы нужно ориентироваться на реальные возможности сбора и переработки. Если они считают, что полипропиленовые мешки — это альтернатива, то они должны приниматься для переработки в условный „синий“ бак и перерабатываться», — уточнила Анна Гаркуша.
Но, по ее словам, в некоторых регионах трудно сдать даже ПЭТ-бутылки, поэтому с сетками задача кажется невыполнимой. В пресс-службе РЭО не смогли ответить на вопрос о том, есть ли регламент, который запрещает использовать ту или иную упаковку. Между тем технический регламент, описывающий свойства упаковки, чтобы обеспечить сохранность продуктов, не содержит требований по возможности ее переработки.
По мнению Анны Гаркуши, чиновникам необходимо решить, что делать с упаковкой: сокращать ли ее количество и каким образом. Сокращение упаковки или переход на другой ее вид приведут к перестройке бизнес-процессов, что неизбежно в краткосрочной перспективе ляжет издержками на плечи предпринимателей и изменит цепочки поставок. Однако в долгосрочной перспективе это избавит полигоны от тонн лишнего мусора, а производителей — от необходимости платить экологический сбор. Государство должно стимулировать использование многоразовых сумок, а также — переработчиков упаковки, чтобы страна двигалась в направлении «ноль отходов» вместо хайпа о подорожании картошки. РЭО настаивает, что картофель не подорожает — остановимся на этом варианте развития событий.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Наталья Парамонова