После использования сжечь. Почему чиновники неверно трактуют циклическую экономику

Отечественные экологические топ-менеджеры все чаще заявляют о том, что Россия на всех парах несется к циклической экономике. Но добраться туда мы сможем лишь после того, как в законодательстве произойдут тектоническое сдвиги, считает эксперт движения «Раздельный Сбор» Анна Гаркуша. Она объяснила Plus‑one.ru, что мешает стране продвигаться по пути к жизни без отходов и как устранить препятствия.

Развивая циклическую экономику, власти РФ делают ставку на мусоросжигание, хотя оно противоречит самой ее идее

Прежде всего определимся, как же выглядит циклическая экономика, к которой мы стремимся под руководством отраслевых управленцев?

Сегодня действия законодателей основаны на убеждении, что циклическая экономика — это система, при которой отходы от одних процессов становятся сырьем для других. Вся риторика строится на тезисе, что главная задача — собрать и переработать. Но это очень примитивное утверждение. И вот почему:

способность материалов, даже самых лучших, к переработке, далеко не безгранична. К примеру, пластик при самом хорошем раскладе можно перерабатывать до 7 раз, макулатуру — до 36 раз;

переработка сырья требует дополнительных ресурсов: энергии, воды, очищающих реагентов и т.д.;

качество производимых из вторсырья товаров не всегда нравится потребителям.

На самом деле циклическая экономика базируется не на переработке всего во все, а на системном подходе к сокращению необходимости переработки за счет увеличения срока службы товаров, их многократного использования, а также изменения потребительской парадигмы — перехода от избыточного потребления к осознанию, что для счастливой жизни не нужно столько одежды, обуви, техники и т.д. Поэтому главная задача циклической экономики — максимально сохранять ресурсы в материальном цикле: в виде сырья, материалов, товаров, оборудования и проч.

Подходы, которые применяются для того, чтобы товары служили людям как можно дольше, называются предотвращением образования мусора. В 89-м ФЗ такой способ обращения с отходами назван наивысшим приоритетом государственной политики.

Его можно реализовать с помощью широкого перечня инструментов — ограничений и запретов на производство и использование одноразовых предметов (посуда, средства личной гигиены, многие виды упаковки), развития сервисов по ремонту, аренде, совместному использованию и благотворительному распределению товаров.

Однако если потребители не захотят жить по-новому, эти меры не сработают. Поэтому второй важной составляющей профилактики появления мусора является экопросвещение — чтобы продвигать в массы ценности ответственного производства и потребления.

Предотвращение не зря считается приоритетным методом управления отходами. Чем меньше отходов мы образуем, тем меньше средств нам понадобится для того, чтобы с этими отходами что-то сделать: собрать, рассортировать, извлечь, очистить, переработать или сжечь.

К сожалению, вышеописанные меры никакими нормативными актами не регулируются, по ним не установлены целевые показатели.

В результате, основываясь на ошибочном убеждении, что циклическая экономика равно переработка, законодатели взяли путь на достижение к 2030 году 100% обработки отходов, то есть на их подготовку к переработке (сортировку, разборку, очистку). Сырье допускается перерабатывать как в новую продукцию, так и в энергию с помощью сжигания. Таким образом, власти рассчитывают уже через семь лет вдвое уменьшить полигонное захоронение мусора.

Эти национальные цели зафиксированы во всех стратегических программах, проектах и планах, в частности, в нацпроекте «Экология», региональных территориальных схемах по обращению с отходами, госпрограмме «Охрана окружающей среды». Переработка в энергию — так называемая энергетическая утилизация — получает развитие в таких документах, как федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» и отраслевая программа «Применение альтернативного топлива из отходов в промышленном производстве на 2022–2030 годы».

Возникает противоречие: переход к циклической экономике означает замыкание материальных (сырьевых) потоков, но сжигание будет размыкать этот цикл, уничтожая ценные ресурсы.

Как быть?

Расположенный на юге Москвы мусоросжигательный завод № 3 утилизирует отходы почти от 1 млн жителей столицы

Выход может быть в том, чтобы наиболее эффективные подходы по предотвращению образования отходов зарегулировать отдельным законом о циклической экономике. Ведь мы хотим зафиксировать меры, которые необходимо принять еще до того, как отходы образовались, и даже до того, как товар был произведен.

Конечно, содержание такого документа следует широко обсуждать с экспертами по циклической экономике и устойчивому развитию. Сейчас давайте рассмотрим аспект, касающийся непосредственно управления отходами.

Ведущие эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы мусора нам необходимо снижать уровень потребления. Поэтому ключевым базовым показателем надо делать уменьшение образования отходов в расчете на одного человека. По статистике, каждый житель России производит в среднем 450 кг мусора в год. Значит, эта цифра должна сокращаться. При этом важно видеть разницу между падением потребления, связанным с растущей бедностью (это плохо), и снижением потребления, связанным с тем, что нужды людей удовлетворяются меньшими ресурсами, без потери качества жизни.

Кроме того, в законе нужно прописать, каким образом и по каким направлениям должно сокращаться количество тех или иных отходов: упаковки из пластика, стекла, бумаги и других материалов. Каждый целевой показатель должны сопровождать меры, необходимые для его достижения: среди самых очевидных — введение оборотной многоразовой тары, стимулы к уменьшению количества материалов в упаковке, а также развитию форматов продажи в тару потребителей.

Для отходов обуви и текстиля, мебели и техники потребуются отдельные показатели и меры, связанные с требованиями к гарантийному сроку, пригодностью товаров к ремонту, поддержке сферы совместного потребления, аренды и обмена, благотворительной раздаче.

Все показатели по сокращению отходов необходимо рассчитывать до того, как отходы отправят на энергетическую утилизацию.

А что же с производителями? Какую лепту они должны вносить в зацикливание экономики?

По закону компании, которые выпускают или импортируют товары, должны утилизировать отходы своей продукции. Эта система называется расширенная ответственность производителя (РОП). Сегодня она развивается в сторону уплаты экологического сбора, который будет направлен регулятором на сбор и переработку отходов: наивысший приоритет госполитики игнорируется, мусорная проблема решается с конца материальной цепочки. Эту систему нужно модифицировать так, чтобы обязать производителей и импортеров открывать ателье по ремонту, прокату и продаже подержанных вещей. И только когда товар станет совершенно непригодным к использованию, компаниям следует выполнять целевые показатели по сбору и переработке отходов, желательно без сжигания.

Кроме того, мои коллеги предлагают ставить цели по снижению потребления первичных ресурсов. Представьте — компании, производящие одноразовую посуду, получают обязательство с каждым годом потреблять все меньше первичного пластика? Включение такого показателя в закон о циклической экономике позволит не только развить рынок вторсырья, но и сохранить огромное количество ресурсов, которые могли бы оказаться на свалке.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Анна Гаркуша, специально для Plus-one.ru