07.02.2022

Фестивали станут «зелеными»

Мусор, который остается после массовых мероприятий, — серьезная проблема и для их организаторов, и для экологии в целом. Ситуация обостряется еще и тем, что правительство намерено запретить — по образцу западных стран — одноразовые пластиковые изделия. Выходом могло бы стать внедрение экологического стандарта проведения фестивалей: предполагается, что к его применению организаторы фестивалей будут подключаться добровольно, что сделает фестивали устойчивыми и облегчит жизнь устроителям. В чем заключается суть стандарта, суть статуса «зеленый фестиваль» и как это будет выглядеть на практике, рассказывает Ольга Лилеева, руководитель проекта «Фестивальная экологика», член Правления АНО «Центр туризма и экологии», соучредитель музыкального фестиваля Dobrofest.

Ольга Лилеева

Регулятор ставит амбициозные цели: до 2030 года необходимо вдвое уменьшить захоронение отходов и перейти на стопроцентную сортировку ТКО. Чтобы этого достичь, правительство готовит законодательную инициативу о запрете использовать в России одноразовые товары уже с 2024 года. Среди товаров, которые могут попасть под запрет, минприроды называет одноразовую посуду, которую традиционно используют на массовых мероприятиях.

Согласно обновленной концепции РОП, за производителями товаров закрепят ответственность за утилизацию 100% выпущенной упаковки: производители и импортеры товаров в упаковке должны самостоятельно обеспечить сбор и утилизацию отходов упаковки либо уплатить экосбор. Согласно исследованиям Deloitte и Nielsen, более 30% потребителей обращают внимание на экологические аспекты товаров. Внимание к экологии еще выше у молодежной аудитории (50-60%). Таким образом, организаторы массовых мероприятий сталкиваются с серьезным вызовом.

Насколько остра проблема? В России ежегодно проходит более 1,3 тыс. фестивалей. Почти все напитки и еда на таких мероприятиях продается в одноразовой пластиковой посуде, которая почти сразу же после приобретения товара отправляется на помойку. По данным музыкального фестиваля Dobrofest, после мероприятия с количеством посетителей 10-15 тыс. человек остается от 100 до 300 куб. м ТКО, которые вывозятся на свалку без сортировки. Гости и участники каждого фестиваля оставляют более 50 тыс. пластиковых бутылок и тарелок, более 40 тыс. алюминиевых банок. Особую опасность для окружающей среды представляет пластик. Масштабы его потребления на фестивалях огромны. Тысячи тонн пластика после крупных мероприятий оказываются на свалках, где будут разлагаться сотни лет. Забота об экологии сводится только к уборке территории и своевременной транспортировке ТКО на свалку, где мусор не разлагается, а отравляет окружающую среду. Отбросы не только загрязняют природу, но и представляют реальную угрозу для жизни населения страны. Таким образом, проблема стоит более чем остро.

На международном рынке существует стандарт организации устойчивых мероприятий — ISO 21121-2012, который был применен на ряде крупных мероприятий в Лондоне. В России на основе его разработан ГОСТ Р ИСО 20121-2014, который пока очень слабо применяется при организации массовых мероприятий. Чтобы вовлечь организаторов, гостей и участников российских фестивалей в соблюдение правил экологического поведения, был создан проект «Фестивальная экологика», который ставит своей целью разработку и внедрение практики присвоения статуса «зеленый фестиваль» для всех российских фестивалей.

Команда проекта «Фестивальная экологика» в партнерстве с пивоваренной компанией «Балтика» предложила современное решение мусорной проблемы фестивалей. Инициаторы внедрения экостандарта и практики присвоения статуса «зеленый фестиваль» обладают знаниями и опытом в области экологической экспертизы, реализации экологических проектов, а также организации раздельного сбора отходов на крупных мероприятиях.

Например, компания «Балтика» за последние два года отправила на переработку около 2 тонн пластика, стекла и алюминия, собранных на мероприятиях. «Фестивальная экологика» совместно с организаторами крупного мероприятия в Ярославской области, органами власти, оператором по обращению с отходами, компанией «Балтика», АНО «Центр туризма и экологии» организовала вовлечение гостей и участников этого события в раздельный сбор отходов для последующей переработки. Это оказалось особенно важно, поскольку у организаторов фестивалей нет опыта и знаний в сфере вовлечения людей в раздельный сбор отходов. Гости и участники редко задумываются над тем, сколько мусора образуется на фестивалях. При этом организация сбора отходов и отправка их на свалки — одна из статей расходов любого мероприятия. По данным Dobrofest, затраты на уборку мусора для фестиваля с количеством гостей 15-20 тыс. человек составляют 500-800 тыс. руб. Отсюда понятно, что создание стандарта и следование ему выгодно организатору и по чисто экономическим соображениям.

Статус «зеленый фестиваль» установит экологические рекомендации и требования к снижению уровня отходов российских фестивалей, рекомендации по вовлечению гостей и участников в раздельный сбор отходов, по последующей их переработке и сохранению окружающей среды. Статус обяжет иметь экологические правила (манифест) фестиваля, подтверждающий его «зеленость», позволит ввести запреты на одноразовую пластиковую посуду, одноразовые пластиковые бейджи, отсутствие раздельного сбора отходов, рекламные печатные баннеры и поставит жесткие рамки избыточному производству полиграфической продукции для нужд фестиваля, в том числе билетов.

О том, что следование экологическому стандарту поможет организаторам сэкономить, я уже говорила, но есть ли риски получить новые статьи расходов? При правильной организации взаимодействия между организаторами фестиваля, органами власти, операторами по обращению с отходами, другими партнерами проекта затратная часть фестиваля будет оптимизирована за счет организации эффективного и взаимовыгодного сотрудничества (привлечения эковолонтеров, маркетинговых экоактивностей партнеров на площадке фестиваля, региональных и федеральных субсидий и грантов). Я не вижу рисков появления новых затрат, связанных с соблюдением стандарта.

У меня есть основания так полагать, исходя в том числе из практики: в России хоть и есть ГОСТ организации массовых устойчивых мероприятий, но его элементы были отработаны в Ярославской области. Проект «Фестивальная экологика» был поддержан региональным оператором по обращению с отходами — компанией «Хартия», которая готова и далее в регионах своего присутствия поддерживать проект, обеспечивая мероприятия контейнерами для раздельного сбора отходов, оказывая помощь с привлечением эковолонтеров и прочим. Проект «Фестивальная экологика» был поддержан Фондом президентских грантов, получив не только высокие баллы, но и финансовые ресурсы на его тестирование в Ярославской области. Проект будет заявлен в Фонд президентских грантов и в этом году для поддержки его тиражирования и масштабирования. Помимо этого, проект, а также разработка критериев «зеленых» фестивалей заявлены в число лидерских проектов Агентства стратегических инициатив. Мы надеемся, что «Фестивальная экологика» войдет в число важных для страны экологических лидерских проектов.

Проект уже стал победителем престижной премии в области общественных связей RuPor в номинации «ESG-коммуникации» и будет представлен в феврале на главной премии в области общественных связей «Серебряный лучник». Есть интерес со стороны организаторов Национальной премии Russian Event Awards, проект будет представлен на главной туристической выставке страны «Интурмаркет» в марте 2022 года.

Статус «зеленый фестиваль» может быть внедрен уже в 2022 году после обсуждения его профессиональным сообществом и представления его в компетентные органы власти, отвечающие за реализацию национального проекта «Экология».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Лилеева, руководитель проекта «Фестивальная Экологика», член Правления АНО «Центр туризма и экологии», соучредитель музыкального фестиваля Dobrofest