Кто следит за природой

Как устроена система охраны окружающей среды в Москве

Москва становится чище и зеленее — это особенно бросается в глаза тем, кто давно не был в российской столице. Многих поражает развитие технологической инфраструктуры, например, не имеющее аналогов в истории Москвы расширение сети общественного транспорта. Но расширяется и «зеленая» инфраструктура: создаются новые парки и рекреационные зоны, особо охраняемые природные территории (ООПТ); восстанавливается популяция животных и растений, действует самая развитая в России система экологического мониторинга. За этим стоит системная работа тысяч людей. Мы попробуем хотя бы в общих чертах рассказать о том, в чем она заключается.

Непростые пути «зеленой трансформации»

Понимание, что крупным городам нужны собственные системы экологического мониторинга и исполнительные органы, которые могли бы проводить в жизнь экологическую повестку, появилось в мире вскоре после Второй мировой войны. Но в те годы прогресс был неравномерный. Если Лондон, находившийся в состоянии экологической катастрофы, приступил к решительным действиям уже в 1950-е годы, удаляя из мегаполиса вредные производства, то в Париже со своим «ржавым поясом» стали разбираться только с начала 1980-х. Огромное значение имели рекомендации и стандарты по организации национальных экологических служб, которые ООН создала в 1975 году. Примерно с этого времени начинается современный этап развития мегаполисов — еще не вполне «зеленый», но уже с заметными элементами устойчивости.

Сегодня единой системы организации «экологических органов власти» в крупных городах не существует. Так, в Лондоне экологические вопросы берет на себя «мэрия в целом», которая, однако, опирается на помощь десятков и сотен общественных, волонтерских организаций и фондов. Скажем, влиятельный Фонд городской экологии создан еще в 1976 году теми же людьми, которые организовывали Всемирный фонд дикой природы. В 2018 году опубликована первая Стратегия мэра Лондона по экологии. Ее писали после длительных консультаций с общественностью и экспертами. Именно этот документ является сейчас руководством к действию для мэрии; держать отчет о выполнении будут в 2023 году.

Париж, где во главе экологической революции стоят лично мэр и городской комиссар по экологии, заслужил репутацию города, где действуют решительно и многое делают первыми, но власти, по признанию чиновников, находятся в постоянной борьбе с «ретроградами» из правительства, а также с общественниками. Людям не нравится, что аккуратные парки заменяют островками дикой природы, что закрывают для проезда магистрали в центре — словом, статус «зеленого революционера» Парижу дается ценой постоянных дискуссий, споров и взаимных обвинений. И хотя Париж едва ли не первым стал развивать прокат велосипедов, действующая сейчас программа «Городская экология» выглядит скорее осторожной и умеренной.

По сравнению с вечно спорящими галлами мэрия Нью-Йорка может похвастаться полной поддержкой и населения, и федерального правительства. Внутри мэрии сложно выделить орган власти, который не был бы вовлечен в «зеленую трансформацию» — принят План экологической инфраструктуры Нью-Йорка, носящий статус документа высокого уровня и являющийся основой городского планирования. Именно в Нью-Йорке можно «пощупать» то, о чем в других городах пока только говорят: экосистемные услуги, «зеленое» планирование, устойчивые финансовые инструменты, и так далее. Тем не менее результатами не вполне довольны ни мэрия, ни жители, и те, кто бывал в этом городе, могут понять, почему. Скажем, горы мусора в огромных пластиковых мешках как лежали 50 лет назад в ожидании вывоза, так и лежат, а крысы как бегали по рельсам метро, так и бегают.

Московская система

Для российской столицы современный этап «зеленой трансформации» начался около 20 лет назад, когда 29 августа 2000 года был создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Основные его задачи — рациональное природопользование, охрана окружающей природной среды и атмосферного воздуха, сохранение биологического разнообразия животного мира столицы и среды обитания, вопросы экологической безопасности, а также государственная экологическая экспертиза. В ведении Департамента — разработка и координация московских экологических программ, создание различных нормативных актов, которые улучшают природу в городе.

С марта 2011 года координацией работы Департамента с общественными организациями и представителями бизнес-структур занимается Общественный экологический совет, на заседаниях которого проводится анализ ситуации, сложившейся в городе, и вырабатываются рекомендации, которые позволяют принять оптимальные решения в сфере охраны окружающей среды и природопользования с учетом мнения жителей столицы. Его членами являются руководители городских организаций, ведущие ученые и специалисты, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. Для поощрения лучших практик компаний и творческих команд, инициатив ученых, общественных деятелей учреждена Премия Правительства города Москвы в области охраны окружающей среды.

В поле деятельности Департамента находятся и такие важные функции, как экологическое образование и просвещение. Речь идет о подготовке педагогов, об участии детей в различных экологических активностях, об организации культурно-образовательных проектов. С 2007 года в Московский базисный учебный план введен новый курс «Экология Москвы и устойчивое развитие». В 2019 году в структуре Департамента создан Молодежный совет, который помогает молодым специалистам разрабатывать и презентовать проекты, призванные изменить лицо города.С каждым годом все больше москвичей участвуют в масштабных мероприятиях, которые проводятся под руководством Департамента, начиная от участия в международных акциях уровня Eurobirdwatch-2021, где орнитологи и волонтеры занимаются изучением птиц, с экскурсиями, лекциями и мастер-классами, до акций «Час земли», «Миллион деревьев», а также образовательных программ для детей и взрослых с подкастами и даже роликами в TikTok.

Как устроен экологический контроль

В составе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы есть специальные люди, в задачи которых входит осуществлять непосредственный контроль за тем, как соблюдаются требования природоохранного законодательства. Речь идет о государственных инспекторах города Москвы в области охраны окружающей среды. Они являются должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы — так сказано в законе.

Так, в будущем году инспекторы проведут более ста плановых выездных проверок столичного бизнеса, при этом им предстоит проконтролировать около четырехсот объектов. «Преимущественно в проект ежегодного плана проверок включались объекты контроля, отнесенные к значительной и средней категории риска с учетом вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда охраняемым законом ценностям», — говорит заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Денис Алексеев.

При этом четко выдерживается требование властей о том, чтобы такие проверки не носили бы духа репрессивности, а служили бы основной цели — сохранению природы. Во-первых, практически все проверки носят плановый характер — таким образом, у предпринимателя есть время устранить возможные нарушения. Во-вторых, не проверяются объекты малого и среднего бизнеса. Это сделано во исполнение поручений федеральных властей, которые стремятся поддержать эти виды предпринимательства.

Новое положение о региональном экологическом надзоре и о надзоре в целях защиты зеленых насаждений Москва приняла этой осенью. Документ устанавливает порядок контроля и надзора, предмет контроля, перечень осуществляющих его должностных лиц и их обязанности. Новая редакция документа понадобилась в связи с идущей в стране административной реформой.

«Мосэкомониторинг»: информация, доступная всем

Особого разговора заслуживает работа ГПБУ «Мосэкомониторинг». Работу этой структуры в составе Департамента, осуществляющей государственный экологический контроль на территории столицы, эксперты часто рассматривают как эталон при оценке качества экологического мониторинга в других городах — как в России, так и за рубежом. Специалисты круглосуточно ведут мониторинг мелкодисперсных частиц, отслеживая состояние воздуха в городе, следят за состоянием почв и грунтовых вод, берут пробы воды в реках и озерах и замеряют десятки других параметров.

Москвичи уже привыкли получать информацию о состоянии воздуха онлайн — на сайте «Мосэкомониторинга». И это позволяет каждому самостоятельно отследить, как, скажем, разумный подход к использованию энергетических ресурсов привел к реальным изменениям в окружающей среде. Например, традиционно в мегаполисах одним из основных источников загрязнения воздуха являются объекты энергетики, но в Москве это не так, потому что в качестве топлива используется природный газ. По данным мониторинга видно, что благодаря модернизации топливно-энергетического комплекса удалось за год сократить выбросы загрязняющих веществ на 14,1%, а концентрации диоксида серы поддерживать на стабильно низком уровне (существенно ниже 0,1 ПДК).

Перемены налицо

«Безусловно, за последние годы экологическая ситуация в Москве улучшилась, это связано и с урегулированием автотранспортных потоков, и со снижением выбросов от промышленных предприятий, и с изменением системы утилизации бытовых отходов. Чтобы это понять — достаточно зайти на сайт „Мосэкомониторинга“ и увидеть, насколько чище стал в Москве воздух, причем этот факт подтвержден на международном уровне», — говорит доктор наук, профессор Виктор Беленко.

Согласно международным рейтингам, российская столица — не только один из самых больших по площади мегаполисов Европы, но и один из самых экологичных. Так, зеленые насаждения занимают более половины городской территории, причем 34% — это естественная и тщательно охраняемая природа в том виде, в каком она существовала испокон веков. По количеству зеленых насаждений с Москвой может соперничать разве что Лондон (47% территории занято парками и лесами), тогда как в Нью-Йорке — 27%, в Париже — 9,5%. Сейчас в Москве насчитывается 142 ООПТ, общая площадь которых приближается к 20 тыс. га. И эта цифра растет. Так, по планам Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, площадь особо охраняемых природных территорий до начала 2022 года увеличится еще на 200 га, а их общее количество — до 145. Растет (и зачастую не поддается точному счету) и число обитающих там редких видов растений и животных: по некоторым, скорее всего, заниженным оценкам, их более 500.

«Я живу в Новой Москве, и как специалист, и как обычный житель могу сказать, что придорожные территории стали значительно чище, — говорит кандидат наук, доцент МИИГАиК Галина Кузнецова. — В парках и части территорий лесопарков, во всяком случае, в наиболее посещаемых их частях, появились урны, специальные мешки для сбора мусора. И в Москве за эти годы стало значительно чище, причем ситуация улучшилась даже по сравнению с европейскими городами. И это, конечно, радует. Из позитивных изменений можно отметить и появление современных мусоросжигательных заводов. Следующий шаг в этом направлении — создание систем утилизации мусора, как в Австрии, в Вене, где энергией, получаемой от сжигания бытовых отходов, отапливаются несколько тысяч квартир, а сами заводы не просто безопасны — на их крышах созданы рекреационные зоны. Еще один прекрасный пример — Финляндия, где вторичная переработка бытовых отходов достигает 41%, более 56% мусора сжигается с использованием выделяемого тепла для нужд города, и лишь 3% отправляется на свалки. Но тут многое зависит не только от воли властей, но и от обычных людей, с которыми необходимо вести постоянную просветительскую работу».

Все изменения в Москве превратили российскую столицу в одного из мировых лидеров «зеленого развития», признают опрошенные нами эксперты. И дело не в соревновании цифр, а в том, что за ними скрываются более глубокие и важные трансформации. «Устойчивый город — это зеленый город, который стремится повысить свою экологическую эффективность за счет компенсации негативных последствий урбанизации», — говорит замруководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгения Семутникова. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, возможность прогуляться в парке у дома снижает уровень стресса на 42% и на 68% повышает настроение, что вместе формирует основу такого понятия, как «качество жизни». Именно качество жизни становится ключевым параметром, определяющим инвестиционную привлекательность города, его открытость инновациям и в конечном счете служит залогом лидерства в новой, постиндустриальной экономике. Другой важнейшей темой оказывается формирование городом собственной климатической повестки: Москва пока единственный мегаполис в России, который имеет свою глубоко проработанную климатическую программу. Несмотря на то, что эксперты ООН призвали власти мегаполисов активнее включаться в климатические программы, и несмотря на то, что решающая роль крупных городов в деле сохранения климата признана на экспертном уровне, даже за рубежом находится не так много городов, проводящих последовательную климатическую политику. Так, недавний анализ климатических инициатив 29 американских мегаполисов, проведенный в Техасском университете, показал, что трудности, с которыми сталкиваются власти, оказываются зачастую непреодолимыми и на практике климатические намерения многих мегаполисов остаются лишь пожеланием. Это делает Москву одним из мировых лидеров климатической повестки в целом.

При этом нельзя забывать, что реальная жизнь мегаполиса, его развитие — это своего рода борьба и всегда конфликт интересов. В каком-то смысле это можно назвать диалектикой урбанистического развития. Система особо охраняемых природных территорий, которую мы видим сегодня в Москве, сложилась в процессе творческого преодоления противоречий между требованиями экстенсивного развития — роста территории, населения, транспортного потока — и осознанием того, что этот процесс как минимум не должен сопровождаться падением качества жизни.

«Нам еще есть над чем работать, — говорит Виктор Беленко. — Мы видим непонимание существующих проблем со стороны некоторых депутатов Московской Городской Думы, которые, например, протестуют против появления новых предприятий по утилизации бытовых отходов. Тревожит и программа реновации, из-за которой уничтожаются зеленые насаждения в реконструируемых кварталах. В Москве много зелени, парков и лесопарков, но они расположены неравномерно, поэтому важно, чтобы этот момент учитывали застройщики при реновации».

«К сожалению, пока население не понимает, что позиция „увезите мой мусор подальше от моего дома“ — самая проигрышная, что современные мусоросжигательные заводы — это не зло, а благо и что ответственность за экологию лежит на каждом из нас, именно поэтому нужно сортировать мусор. И, конечно, стоит обратить внимание на сохранность и развитие зеленого и голубого пояса Москвы», — говорит Галина Кузнецова.

Преодоление многих проблем, которые кажутся «нерешаемыми», возможно только с помощью инноваций, указывают в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. «Скажем, несмотря на рост транспортного потока, в Москве чище воздух и меньше шума, источником которого выступают именно машины. Это стало возможным благодаря применению новых видов дорожного покрытия, контролю за состоянием автопарка, повышению связности дорожной сети и множеству других мероприятий,» — говорят в Департаменте. Другой пример: хотя промышленные предприятия из Москвы выведены и на месте заводов — общественные пространства и зеленые зоны, уровень генерируемого городом ВРП только вырос. Таковы реалии новой, постиндустриальной экономики, в которой, например, забота о климате и сохранение природных ландшафтов поразительным образом оборачиваются экономическими достижениями.

В свою очередь, внедрение инноваций подразумевает создание и развитие соответствующих финансовых инструментов — и здесь Москва снова опережает другие российские мегаполисы. Так, в этом году столица выпустила «зеленые облигации» на 70 млрд руб. Средства направлены на развитие системы общественного транспорта на электрической тяге, а также на строительство Большой кольцевой линии метро. В дальнейшем это позволит существенно снизить выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов. И, как прогнозируют представители Департамента, таких инициатив будет с каждым годом все больше, ведь, участвуя в таких проектах, представители бизнеса и частные инвесторы понимают, что вкладываются в свое будущее и будущее своих детей и внуков.

Другие материалы раздела «Устойчивые города» читайте здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Татьяна Рютина

Иллюстрации

Анастасия Лобова