Спать в спальном районе

По данным Европейского агентства по охране окружающей среды, уровень постоянного шума в крупном европейском городе может нанести серьезный ущерб здоровью каждого пятого его жителя. Цель, поставленная Евросоюзом, — сократить уровень шума к 2020 году до параметров, рекомендованных ВОЗ, — в Европе не достигнута. По прогнозам ООН, к 2050 году две три населения Земли будет жить в городах, так что проблема станет только острее. Для ее решения может быть полезен опыт Москвы — в этом громадном городе за десять лет стало тише на 10-20 децибел (дБА). Как российской столице удалось защитить уши жителей — в материале Plus-one.ru.

Акустическая служба Москвы

Согласно международному рейтингу самых шумных городов мира, наиболее «громкий» мегаполис планеты — Гуанчжоу в Китае; следом за ним идет столица Индии Дели, а замыкает тройку лидеров Каир. Что касается Москвы, она — едва ли не самый тихий город планеты в своей категории: в Москве меньше шума, чем в сопоставимых с ней по размеру мегаполисах развитых стран.

По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, за десять лет уровень шума удалось снизить, в зависимости от района, на 10-20 дБА (поскольку шкала децибел нелинейная, снижение уровня шума на 20 дБА означает, что стало в сто раз тише). Как заявляют представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, для столицы борьба с шумом — центральная тема «зеленой» повестки. «Количество эпизодов превышения шума, в том числе на строительных работах в ночное время, по сравнению с 2010 годом уменьшилось в десятки раз», — говорит глава Департамента Антон Кульбачевский. По его словам, к 2030 году Департамент ставит цель — снизить уровень шума в районах жилой застройки еще на 10 дБА, то есть в 20 раз.

Как удалось достичь таких показателей в то время, как многие крупные города мира проигрывают битву с шумом? Чтобы решить проблему, в первую очередь надо понять ее масштабы и перевести субъективное ощущение в цифры, говорят в Департаменте. Именно этим занимается акустическая служба Мосэкомониторинга, которая работает в российской столице с 2007 года. Специалисты службы измеряют шум на территориях около жилых домов, больниц, школ, парков и других объектов, для которых установлены нормативы громкости. Служба принимает заявки на проверку строек, транспортной инфраструктуры, промышленных и других объектов.

Полученные результаты специалисты сопоставляют с нормативом — только так можно понять, есть ли проблема, и оценить ее масштаб. Уровень допустимого шумового загрязнения в Москве определяется по своду правил защиты от шума, разработанных НИИ строительной физики РААСН. Так, днем в спальных районах шум не должен превышать 70 дБА, ночью — 60 дБА. Норматив уличного шума, установленный для магистралей и строек, составляет 80 дБА и 100 дБА соответственно.

Помимо этих нормативов, в Москве действует так называемый закон о тишине, согласно которому шуметь нельзя с 23:00 до 07:00, а проводить ремонт — с 19:00 до 09:00, а также в воскресенье и праздничные дни.

Акустическая служба столицы проводит замеры шума с помощью мобильных автоматических станций. Итоги мониторинга публикуются на Портале открытых данных.

Когда на руках специалистов оказываются конкретные цифры, они принимают решение, что делать. Но что именно издает в мегаполисе самый громкий шум?

Тихий, как автомобиль

Основным источником шума в городах являются автомобили. Уровень гула, исходящий от дорог, зависит от интенсивности движения, скорости машин, состава потока (грузовики или преимущественно легковушки), а также от состояния дорожного покрытия и даже от планировки обочин.

Именно реконструкция дорожного полотна — наиболее перспективный путь борьбы с шумом, говорят в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды. В Москве активно внедряется щебеночно-мастичный асфальтобетон, который снижает уровень шума на 4 дБА.

Огромное значение имеет и скорость движения транспорта. Торможение, «газование» в пробках, наконец, сигналы, которыми обмениваются нетерпеливые водители, попадая в затор, — все это драматично сказывается на «громкости» дороги. Средняя скорость движения по Москве увеличилась с 2010 года на 10 км/ч, говорилось на заседании у мэра столицы Сергея Собянина весной. Даже в час пик от центра до МКАД можно доехать в среднем за 55 минут против 67 минут в 2010 году. Все это стало возможным благодаря реконструкции дорожной сети. Она продолжается: так, более рациональная нарезка дорог на полосы обещает сократить пробки на некоторых участках на 20%.

С другой стороны, тише становится и сам автотранспорт: современные машины шумят на 10-15 децибел меньше, чем десять лет назад. Это равносильно сокращению транспортного потока более чем на тысячу автомобилей в час. Налицо парадокс: хотя в реальности число автомобилей в Москве растет (в среднем на 250-300 тыс. единиц в год) и будет расти, с точки зрения шума машин становится как бы меньше. Требования к реву двигателя закреплены в регламентах Таможенного союза. Поскольку этот документ принимается на высоком уровне, он имеет силу закона, отсюда и его эффективность, подчеркивают в Департаменте.

Радикально решить проблему шума возле дороги могут шумозащитные экраны: ими закрывают стоящие вдоль дороги дома. За последние два года в городе установили около 100 погонных километров акустических заграждений. Такие экраны ставили еще в советское время, но современные материалы превращают их в настоящие «звуковые щиты», подчеркивают в Департаменте. Согласно данным Росавтодора, экраны способны поглотить в среднем 20 дБА, максимально — до 38 дБА.

Помимо экранов, Москва широко использует старое доброе озеленение: деревья могут поглотить до 5 дБА, если ширина посадок не менее 10 м, а сами деревья выше 5 м. Деревья почти так же эффективны, как и земляные валы, но те не везде возведешь. Тем не менее Москва практикует и этот способ: валы срезают от 5 до 15 дБА.

Наконец, существует еще одно решение, на этот раз со стороны жителей: современные окна, которые удаляют до 10 дБА. Даже возле автотрассы человек может жить в практически полной тишине, если дорога — качественная, вдоль нее растут деревья или стоят экраны, а в квартире установлены современные окна, говорят специалисты.

Словно в лесу

Город будет шуметь всегда, тихий мегаполис — это иллюзия, подчеркивают эксперты. Мы можем и должны уберечь уши горожан от громких звуков, но не менее важно создать прямо в мегаполисе оазисы тишины. В Москве роль таких оазисов играют особо охраняемые природные территории (ООПТ), для которых с 2017 года утверждены повышенные требования к уровню шума.

Самые строгие требования установлены для заповедных участков — максимально разрешенный уровень звука на их территориях составляет 65 дБА. Столичные власти отмечают, что особенно важно выдерживать эти нормативы тогда, когда шум может навредить даже не людям, а птицам и животным, например, когда птицы вьют гнезда и растят птенцов. Если птиц спугнуть, они могут бросить потомство, что скажется на биоразнообразии, за которым столичные власти следят особо.

Нарушителям тишины на территориях ООПТ грозят штрафы: 2 тыс. руб. для физических лиц, 8 тыс. руб. для должностных лиц и 80 тыс. руб. для юридических лиц. Пожаловаться на чрезмерный шум на особо охраняемых территориях можно в единую справочную службу города Москвы.

Дальше — тише

Несмотря на то, что проблема городского шума на уровне международного экспертного сообщества стала остро осознаваться с 1970-х, власти мегаполисов, особенно в Азии, еще только начинают о ней задумываться. Отстают и США: так, в Нью-Йорке, который считается одним из самых шумных городов мира, только в 2019 году задумались о том, чтобы дать автотранспорту команду «потише». В лидерах — города Европы, вместе с ними — Москва.

Из сопоставимых по размеру мегаполисов мира именно Москва готова перейти к следующему этапу: создавать тихие пространства с помощью городского планирования и урбанистики, то есть формировать, как говорят специалисты, акустический ландшафт. Другим серьезным направлением будущих исследований станет ответ на вопрос: звуки какой частоты больше всего вредят здоровью? Так, еще в 1960-е шведские ученые выяснили, что, например, трамвай раздражает горожан меньше, чем грузовик, и дело именно в частоте. Но к практике мир только приступает.

Как отмечается в исследовании, проведенном в НИЯУ МИФИ, реконструкция и грамотное планирование трасс и жилых массивов, правила для большегрузов, развитие общественного транспорта на электрической тяге — именно это позволило Москве закрепиться среди «лидеров тишины». Результаты станут еще более заметными после перехода преимущественно на электромобили: это радикально сократит не только уровень загрязнения воздуха, но и уровень шума. Москва поощряет частных лиц и бизнес приобретать электромобили, а число зарядных станций уже к 2023 году будет исчисляться сотнями.

Безусловно, резервы остаются колоссальными. Например, существует техника — и большая (та, что работает во дворах), и малая (это, например, дрели) — к которой также нужно предъявлять требования по шуму. Власти могут заставить человека не сверлить стену по ночам, но они ничего не могут поделать, если он приобрел дешевую, некачественную и поэтому шумную дрель. Сражение за тишину только началось.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Совместный проект +1 и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Другие материалы раздела «Устойчивые города» читайте здесь.

Автор

Георгий Кожевников

Иллюстрация и инфографики

Константин Чернов