22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля, когда всем автовладельцам предлагается хотя бы на сутки пересесть с машины на общественный транспорт или велосипед. Первые подобные акции состоялись в странах Европы еще в 1973 году на фоне топливного кризиса. Так, власти Швейцарии призвали жителей страны на четыре дня отказаться от личного автотранспорта, а в Дании ввели свободное от автомобилей воскресенье. Сделать акцию ежегодной придумал в 1994 году американский экоактивист Фрэнсис Эрик Бриттон. В 2000 году Всемирный день без автомобиля стал международным. О том, как отказаться от автомобиля и спасти планету, — в материале Plus-one.ru.
По данным Международной организации автопроизводителей (OICA) и цифрового маркетингового агентства Hedges & Company, в 2005 году в мире насчитывалось 892 млн автомобилей, а к середине 2022-го их количество выросло почти на 70% — до 1,45 млрд.
Если в 2000 году в мире произвели 58 млн машин, то за 2019-й с конвейеров сошло уже 92 млн транспортных средств — на 59% больше. В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 производство автомобилей обвалилось на рекордные 16%, составив 78 млн единиц. Ожидалось, что за 2021-й оно наберет прежние темпы, однако этого не случилось: было выпущено 80 млн автомобилей, что на 13% ниже доковидного уровня.
Три четверти всего ущерба, который автотранспорт наносит планете, — это выхлопные газы от легковых машин. 75% мирового автопарка — это легковые автомобили. В марте 2022-го их насчитывалось 1,1 млрд, тогда как коммерческой техники — лишь 350 млн.
Та же пропорция сложилась и в производстве — на всевозможные грузовики и автобусы приходится немногим более четверти ежегодной продукции мирового автопрома.
Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — один из самых «грязных» видов транспорта и один из основных загрязнителей атмосферного воздуха, особенно в городах. Авто с ДВС ответственны за треть всего объема оксида азота, пятую часть оксида углерода, десятую часть микроскопических твердых частиц и двадцатую часть неметановых летучих органических соединений, выбрасываемых в атмосферный воздух. Это самые высокие показатели среди всех видов транспорта.
По статистике ВОЗ, девять из десяти человек в мире дышат грязным воздухом. Загрязнение атмосферного воздуха — ключевой фактор множества неинфекционных заболеваний: оно служит причиной 43% всех случаев хронической обструктивной болезни легких, 29% — рака легких, 25% — ишемической болезни сердца. Ежегодно загрязнение атмосферного воздуха становится причиной 4,2 млн преждевременных смертей во всем мире.
Бензиновые и дизельные автомобили — один из основных источников эмиссии парниковых газов, которые и вызывают глобальное потепление. Транспорт ежегодно выбрасывает в атмосферу 7,87 млрд тонн CO2 (примерно шестая часть глобальной парниковой эмиссии). Источником более половины этого объема служат легковые авто и легкий коммерческий транспорт. В США на них приходится до 59% парниковых выбросов транспорта, в Европе — около 55%.
Но мировой автопарк с каждым годом становится немного более экологичным. Активно растет доля электромобилей. Сегодня на них приходится около 1% всех машин в мире и 2,6% мировых автопродаж. Ожидается, что за следующие десять лет их доля в мировом автопарке вырастет до 13,4%, а в продажах — до 28%.
Одновременно с развитием электротранспорта совершенствуются и традиционные технологии. Из-за давления регуляторов на автопроизводителей, новые модели бензиновых и дизельных машин становятся экономичнее предшественников. Так, по данным Международного энергетического агентства (IEA), среднее потребление топлива новых авто с ДВС с 2007-го по 2017 год сократилось на 15% — с 8,5 до 7,2 литров бензинового эквивалента на 100 км пробега.
Согласно разработанному IEA сценарию устойчивого развития, чтобы ограничить глобальное потепление 1,5°C, потребление топлива новыми автомобилями с ДВС к 2030 году должно сократиться до 4,4 литров на 100 км.
Учитывая нынешние темпы сокращения расхода топлива (в среднем на 15% за десятилетие), добраться до этого рубежа в срок не получится — хорошо, если к 2030 году удастся добиться результата в 6 литров на 100 км. Чтобы человечество избежало климатической катастрофы, необходимо увеличивать число электромобилей, а количество авто на углеродном топливе — сокращать.
Напомним, речь идет о личном легковом автотранспорте — это как раз тот случай, когда будущее планеты зависит от выбора людей.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Илья Арзуманов
Иллюстрация
Анастасия Лобова
Инфографика
Константин Чернов