День без руля: сделает ли он воздух чище

22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля, когда всем автовладельцам предлагается хотя бы на сутки пересесть с машины на общественный транспорт или велосипед. Первые подобные акции состоялись в странах Европы еще в 1973 году на фоне топливного кризиса. Так, власти Швейцарии призвали жителей страны на четыре дня отказаться от личного автотранспорта, а в Дании ввели свободное от автомобилей воскресенье. Сделать акцию ежегодной придумал в 1994 году американский экоактивист Фрэнсис Эрик Бриттон. В 2000 году Всемирный день без автомобиля стал международным. О том, как отказаться от автомобиля и спасти планету, — в материале Plus-one.ru.

По данным Международной организации автопроизводителей (OICA) и цифрового маркетингового агентства Hedges & Company, в 2005 году в мире насчитывалось 892 млн автомобилей, а к середине 2022-го их количество выросло почти на 70% — до 1,45 млрд.

Если в 2000 году в мире произвели 58 млн машин, то за 2019-й с конвейеров сошло уже 92 млн транспортных средств — на 59% больше. В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 производство автомобилей обвалилось на рекордные 16%, составив 78 млн единиц. Ожидалось, что за 2021-й оно наберет прежние темпы, однако этого не случилось: было выпущено 80 млн автомобилей, что на 13% ниже доковидного уровня.

Рост производства автотранспорта в мире за последние 20 лет

Три четверти всего ущерба, который автотранспорт наносит планете, — это выхлопные газы от легковых машин. 75% мирового автопарка — это легковые автомобили. В марте 2022-го их насчитывалось 1,1 млрд, тогда как коммерческой техники — лишь 350 млн.

Та же пропорция сложилась и в производстве — на всевозможные грузовики и автобусы приходится немногим более четверти ежегодной продукции мирового автопрома.

Доля легковых автомобилей в произведенном автотранспорте

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — один из самых «грязных» видов транспорта и один из основных загрязнителей атмосферного воздуха, особенно в городах. Авто с ДВС ответственны за треть всего объема оксида азота, пятую часть оксида углерода, десятую часть микроскопических твердых частиц и двадцатую часть неметановых летучих органических соединений, выбрасываемых в атмосферный воздух. Это самые высокие показатели среди всех видов транспорта.

По статистике ВОЗ, девять из десяти человек в мире дышат грязным воздухом. Загрязнение атмосферного воздуха — ключевой фактор множества неинфекционных заболеваний: оно служит причиной 43% всех случаев хронической обструктивной болезни легких, 29% — рака легких, 25% — ишемической болезни сердца. Ежегодно загрязнение атмосферного воздуха становится причиной 4,2 млн преждевременных смертей во всем мире.

Загрязнение воздуха автомобилями

Бензиновые и дизельные автомобили — один из основных источников эмиссии парниковых газов, которые и вызывают глобальное потепление. Транспорт ежегодно выбрасывает в атмосферу 7,87 млрд тонн CO2 (примерно шестая часть глобальной парниковой эмиссии). Источником более половины этого объема служат легковые авто и легкий коммерческий транспорт. В США на них приходится до 59% парниковых выбросов транспорта, в Европе — около 55%.

Как автомобили влияют на глобальное потепление

Но мировой автопарк с каждым годом становится немного более экологичным. Активно растет доля электромобилей. Сегодня на них приходится около 1% всех машин в мире и 2,6% мировых автопродаж. Ожидается, что за следующие десять лет их доля в мировом автопарке вырастет до 13,4%, а в продажах — до 28%.

Одновременно с развитием электротранспорта совершенствуются и традиционные технологии. Из-за давления регуляторов на автопроизводителей, новые модели бензиновых и дизельных машин становятся экономичнее предшественников. Так, по данным Международного энергетического агентства (IEA), среднее потребление топлива новых авто с ДВС с 2007-го по 2017 год сократилось на 15% — с 8,5 до 7,2 литров бензинового эквивалента на 100 км пробега.

Согласно разработанному IEA сценарию устойчивого развития, чтобы ограничить глобальное потепление 1,5°C, потребление топлива новыми автомобилями с ДВС к 2030 году должно сократиться до 4,4 литров на 100 км.

Экологичность мирового автопарка, прогноз на 2030 год (согласно сценарию устойчивого развития IEA)

Учитывая нынешние темпы сокращения расхода топлива (в среднем на 15% за десятилетие), добраться до этого рубежа в срок не получится — хорошо, если к 2030 году удастся добиться результата в 6 литров на 100 км. Чтобы человечество избежало климатической катастрофы, необходимо увеличивать число электромобилей, а количество авто на углеродном топливе — сокращать.

Напомним, речь идет о личном легковом автотранспорте — это как раз тот случай, когда будущее планеты зависит от выбора людей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов

Иллюстрация

Анастасия Лобова

Инфографика

Константин Чернов