13.08.2021

«Мы познакомились с лучшими проектами по производству экологичной посуды и упаковки»

Правительство России готовит закон о запрете одноразовой пластиковой посуды, который может вступить в силу в 2023 году. Российским производителям нужно найти альтернативы пластику, которые будут рентабельными и отвечать экологическим требованиям. Эту задачу решал трек «безотходные технологии» Цифрового акселератора устойчивого развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О развитии рынка биопластиков в мире и в России, а также о том, какие решения представили финалисты акселератора, Plus‑one.ru поговорил с руководителем дирекции разработки программ Фонда региональных социальных проектов «Наше будущее» Екатериной Пикулевой.

Биоразлагаемые тарелки и трубочки ALBETA

Как в Европе запретили пластиковую посуду

Загрязнение одноразовым пластиком представляет серьезную угрозу для окружающей среды — от него страдают более 700 видов морских и сухопутных животных. Он представляет угрозу и здоровью людей. Поэтому власти разных стран стали постепенно вводить запреты на использование пластиковых пакетов — в 2018 году такие ограничения действовали в 127 странах. Позже запреты дошли и до одноразовой пластиковой посуды. Пионерами стали тихоокеанское государство Вануату и Франция, полный запрет на ее выпуск в ЕС был введен в 2021 году.

В поиске решения этой проблемы многие страны сделали упор на биопластики — материалы, способные заменить традиционную пластмассу и полностью разлагающиеся в природных условиях. При их изготовлении за основу вместо нефтепродуктов берется растительное сырье. Этот рынок стремительно набирает обороты — в ЕС доля биопластиков может достичь к 2025 году 28% от общего объема пластмасс.

Как развиваются биопластики в России

В России тоже постепенно развивается производство биопластиков из локального сырья. Основная часть инновационных разработок происходит на базе вузов — создаются пластики из пшеницы и глицерина, съедобные биополимеры из яблочного жмыха, картофельного крахмала. К сожалению, на полках магазинов пока трудно найти посуду и упаковку из биопластиков.

В июне 2020 года в России был запущен Цифровой акселератор устойчивого развития ЕАЭС для ускоренного внедрения цифровых технологий послекризисного восстановления и перехода к росту на основе Целей устойчивого развития ООН. Организатором акселератора стала компания Evercity при поддержке инфраструктурного партнера — ВЭБ.РФ, а также Международного союза электросвязи, российской сети Глобального договора ООН, фонда «Русский углерод» и более 20 лидеров инновационной экосистемы стран ЕАЭС.

Для поддержки лучших проектов ЕАЭС по производству одноразовой посуды и упаковки на основе натурального и биоразлагаемого сырья в рамках акселератора был запущен трек «Безотходные технологии». Его партнером стал фонд «Наше будущее», один из первых российских импакт-инвесторов (инвестиции социального воздействия. — Прим. Plus-one.ru). Из 20 отобранных проектов, представленных российскими, казахстанскими и белорусскими компаниями, в акселератор прошли пять. Проекты прошли подготовку к привлечению инвестиций, запуску или масштабированию производств на территории РФ; кроме того, была проведена их комплексная экологическая оценка. В марте 2021 года на демо-дне Цифрового акселератора устойчивого развития, где присутствовали представители фонда и потенциальные инвесторы, свои проекты защитили четыре финалиста.

CLEAPL. Стартап производит съедобный биопластик, полностью состоящий из растительного сырья. Материал может применяться для производства трубочек, стаканчиков и других видов посуды.

Albeta. Один из немногих производителей одноразовых деревянных столовых приборов и тарелок в России. В качестве сырья используется березовая древесина санитарной рубки, которая имеет сертификат FSC (Лесной попечительский совет). Выпускается более 50 наименований продукции — все, что необходимо для ресторанного бизнеса и кейтеринга. Химикаты и клей не используются.

PICNECO. Компания использует переработанные целлюлозосодержащие материалы: волокна лиственной и хвойной древесины, травянистых растений, соломы, а также остатки производства бумажной продукции. Посуда PICNECO не загрязняет окружающую среду и полностью разлагается в земле примерно за два месяца.

BERЁZKA. Этот инновационный стартап производит столовые приборы из смеси опилок и полилактида. Технология является уникальной и готовится к подаче на патент.

Подробнее о Цифровом акселераторе устойчивого развития ЕАЭС и отобранных в него проектах Plus-one.ru рассказала Екатерина Пикулева из Фонда «Наше будущее» (ФНБ).

— Был ли у ФНБ опыт поддержки социальных и технологических акселераторов? Почему возник интерес к этому формату?

— В 2018 году ФНБ разработал и запустил акселератор «Формула роста» в Калининградской области. Его цель — содействие быстрому и качественному росту бизнеса социальных предпринимателей, создание новых рабочих мест и масштабирование социального эффекта их деятельности. Результаты впечатлили: в среднем рост оборота компаний-участников составил 18%, а их социальные показатели увеличились на 22% за девять месяцев акселерации. Кроме того, дополнительно было создано более 40 рабочих мест.

Следующим регионом, где была запущена «Формула роста», стала Нижегородская область. Часть программы пришлась на период пандемии, но в результате акселерации региональные социальные предприниматели дополнительно увеличили свой среднегодовой оборот на 71% и создали 31 рабочее место, при этом социальный эффект (изменения в экономической, социальной, культурной, экологической и политической сферах. — Прим. Plus‑one.ru) вырос на 48%.

«Формула роста» также успешно прошла в Астраханской области в 2020 году и в Ханты-Мансийском АО (Югре) в 2021 году.

Социальные предприниматели хорошо разбираются в общественной составляющей проектов, понимают нужды и боль своей целевой аудитории, но по части ведения бизнеса у них часто бывают пробелы в знаниях. Нам было важно помочь им разобраться в особенностях бизнес-процессов. «Формула роста» позволяет разложить проект по полочкам, разработать дальнейшую стратегию развития социального предприятия и повысить финансовую грамотность собственников бизнеса.

— Откуда возникла идея кейса для акселератора? Почему именно биоразлагаемая посуда и упаковка?

— Сейчас все больше людей выбирают здоровый образ жизни, стремясь чаще заниматься спортом и употреблять экологически чистые продукты. Вместе с этим проблема утилизации пластиковой посуды по-прежнему стоит остро. Согласно статистике, темп прироста мирового рынка одноразовой посуды составляет 4,8% в год. Темп жизни постоянно ускоряется, все больше людей едят не дома, одноразовая посуда очень экономит время. Альтернативой вредному пластику является как раз экопосуда, которую научились делать, например, из бамбука, кукурузного крахмала, опавших пальмовых листьев и даже косточек авокадо. Такие природные материалы не наносят вреда человеку и разлагаются всего за 6-9 месяцев.

Известно также, что в правительстве РФ готовятся поправки в законодательство, запрещающие использование неперерабатываемых и трудноизвлекаемых материалов. Таких, как цветной пластик, пластиковые трубочки, ватные палочки и одноразовая пластиковая посуда. Поэтому вывод очевиден: будущее за безотходными технологиями.

— Каковы впечатления от акселератора и отобранных проектов?

— Рынок экологичной посуды и упаковки только развивается, а акселератор подарил нам уникальную возможность познакомиться с лучшими из существующих проектов в этой сфере. Очень здорово, что бизнес в России смотрит в сторону глобальных трендов и старается идти в ногу с миром. Пятерка отобранных в акселератор проектов — действительно интересные, сильные проекты, за которыми будущее этого развивающегося рынка. А тесная работа с экспертами акселератора позволила им структурировать и доработать свои идеи. Мы надеемся, что это позволит участникам привлечь новые инвестиции для дальнейшего роста.

— Видите ли вы перспективы для развития этого рынка в России в будущем? Чего, на ваш взгляд, не хватает?

— Большинство крупных компаний отказывается от одноразового пластика в пользу экоматериалов, и этот тренд будет только усиливаться. Рынку пока не хватает прозрачности: проверенной информации о том, какое воздействие на окружающую среду оказывают те или иные материалы. Существует эффект гринвошинга — когда можно рекламировать свою продукцию как экологичную, скрывая значительный негативный эффект от нее.

Для дальнейшего развития необходимо больше открытости, доступной информации о том, какие решения во всем мире признаны действительно безопасными для людей и окружающей среды. Это позволит поднять уровень доверия к компаниям и сделать проекты в этой сфере более привлекательными для инвесторов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Подготовила

Марина Кочетова