Четыре экостартапа из России, о которых скоро узнают в Европе

Лучшие российские проекты по производству одноразовой посуды из натурального и биоразлагаемого сырья будут представлены в ноябре на Конференции ООН по изменению климата в Глазго. Список компаний был определен 10 марта по итогам работы цифрового акселератора устойчивого развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Plus-one.ru рассказывает о финалистах направления «Безотходные технологии».

1. Albeta

Albeta, по словам ее основателей, уже стала одним из крупнейших производителей деревянной посуды в России и продает ее на 25-30 млн рублей в год. «Технология у нас китайская, но мы изменили продукт и отказались от всякой обработки химикатами, как это делали в КНР. Оставили только березу, воду и электричество», — пояснила директор компании Albeta Валентина Шмакова.

Сейчас максимальная производственная мощность Albeta составляет 3,5-4 млн столовых приборов и 300 тыс. тарелок. Продукция предприятия на 100% биоразлагаема. Единственный завод Albeta находится в Партизанске в Приморском крае, на предприятии занято 58 человек. По признанию Валентины Шмаковой, большая часть работы выполняется вручную. «Но мы собираемся отойти от этого после открытия нового производства, где планируем применять больше автоматизированных решений», — заявила она.

Стартап привлекает инвестиции на строительство завода в европейской части России. Возведение объекта оценивают в 79 млн руб., с работой обещают управиться за год. После этого объем продаж Albeta должен составить 60-65 млн руб. в год.

Основные клиенты компании — представители ритейла, рестораны и кафе. «Есть спрос из Европы. Но мы сейчас обсуждаем сотрудничество с российскими крупными компаниями. Например, „Лукойл“ интересуется нашей посудой для своих заправок. Тестируем ее и с „Кофеманией“. Пока успешно», — уточнил один из инвесторов проекта Илья Спокойнов.

2. Berezka

Вопреки своему названию, компания планирует изготавливать продукцию не из чистой древесины, а из полилактида (на 30%), древесных опилок (на 60%) и биодобавок (10%). «Полилактид — самый популярный вид биоразлагаемого пластика. При промышленном компостировании он бесследно распадается, опилки ускоряют этот процесс», — сообщила одна из основательниц стартапа Екатерина Березина. Сейчас ее предприятие находится в стадии доработки состава и запуска. Berezka намерена выпускать одноразовые вилки, ложки и ножи.

По словам Екатерины Березиной, вся индустрия биоразлагаемой посуды в России оценивается в $102 млн. «В ближайшее время мы планируем захватить долю рынка в $1 млн», — уверенно заявила она в ходе презентации. Тем не менее запустить производство представители компании планируют через 1-1,5 года.

Основной рынок сбыта основатели стартапа Berezka видят там же, где их конкуренты. «Примерно 10% одноразовой посуды реализуется через торговые сети. Оставшиеся 90% — это гостинично-ресторанный бизнес и магазины. Рынок биоразлагаемой посуды растет в среднем на 6,5% в год», — считает Екатерина Березина. Впрочем, она уверена, что пандемия ускорила его развитие.

«И никакой инновационный завод создавать не надо: мы разработали материал, который подходит для формования на стандартных полимерных линиях. Это оборудование, на котором сейчас производится пластиковая посуда», — пояснила Екатерина Березина. Для осуществления всех планов стартапу нужно 63 млн рублей.

3. Cleapl

Создатели этого проекта — в самом начале своего пути: в 2020 году они впервые выпустили промышленный образец биоразлагаемой трубочки на основе растительных материалов. Для массового производства стартаперы планируют использовать пищевые отходы из кафе, ресторанов и овощехранилищ.

«Наша целевая аудитория — гостиницы, рестораны и магазины, в том числе кафе на автозаправочных станциях», — уточнил сооснователь Cleapl Иван Захаров. Создатель предприятия уверен в радужных перспективах биоразлагаемой посуды: «В ЕС этому способствует решение Европарламента о сокращении оборота углеводородного пластика. В России — высказывание президента о необходимости снижения количества пластиковой посуды».

«В России нет другого производства биоразлагаемого пластика на основе собственного сырья», — заверил Иван Захаров. В это время представители Berezkа сохраняли невозмутимое спокойствие: их материал как раз на стадии тестирования. В Cleapl намерены запустить серийное производство экотрубочек в I квартале 2021-го. Завод располагается в Казани, все пусконаладочные работы на нем уже завершены. Мощность предприятия составит 800 тыс. изделий в месяц.

Основатели Cleapl уточнили для Plus-one.ru, что сейчас ищут инвестора для создания второй производственной установки — для этого стартапу требуется 7,6 млн руб. На эти деньги компания планирует арендовать помещение и закупить один пресс-автомат, что позволит выпускать тестовые партии стаканчиков для привлечения последующего финансирования. Дальнейшие планы Cleapl включают организацию производства на 2 млн изделий ежемесячно с последующим расширением до 4 млн. Всего на это потребуется 107,3 млн руб.

4. Picneco

Компания работает уже восемь лет, три из них — производит одноразовую посуду из целлюлозы и обрезков, которые остаются на бумажных фабриках. «Мы начинали в 2013 году с импорта китайской биоразлагаемой посуды, а сейчас являемся дистрибьюторами крупных российских производителей одноразовой упаковки, имеем около 50 тыс. клиентов. Мы первыми в России запустили производство бумажной посуды из целлюлозы», — сообщил генеральный директор Picneco Владимир Ситников.

В 2018 году он организовал термоформовочную линию полного цикла в Боровске Калужской области. Производство работает в круглосуточном режиме. В месяц Picneco выпускает 1 млн тарелок, которые закупают Cinnabon и «Лукойл». Основной рынок сбыта — вся Россия. По словам Владимира Ситникова, продукция полностью разлагается на полигоне за 2-3 месяца: в ее составе до 70% вторсырья и до 30% первичной целлюлозы и обрезков с производств бумажных салфеток.

По мнению Ситникова, за последние годы потребители стали лучше осведомлены о существовании биоразлагаемой посуды и о загрязнении природы пластиком. «Запрос сформирован и растет. Китайские компании загружены заказами из Америки и Европы. Размещать производство биоразлагаемой посуды в России уже выгоднее, чем в КНР», — рассказал Владимир Ситников.

В планах компании — расширение производства до шести термоформовочных линий мощностью 1 млн изделий в месяц, на которых также начнут изготавливать бумажные стаканы и столовые приборы. Для этого проект рассчитывает привлечь 245 млн рублей. Глава Picneco уверен, что оборот его компании может достичь 270 млн руб. за счет выхода на рынок Европы.

Что говорит организатор

Директор Evercity Алексей Шадрин уточнил, что все проекты финалистов будут собраны в каталоге, который его компания презентует в ноябре в Глазго на Конференции ООН по изменению климата. «Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы как можно больше инвесторов узнало о ваших планах», — заверил эксперт, обращаясь к стартаперам.

В разговоре с Plus-one.ru Алексей Шадрин отметил, что инфраструктура для выпуска одноразовой посуды и упаковки из биоразлагаемого сырья в России развита слабо, в сравнении с Европой, США и Китаем. По его словам, во многом из-за отсутствия налаженной производственной цепочки эта индустрия пока остается уделом энтузиастов. Цифровой акселератор устойчивого развития ЕАЭС собрал перспективные стартапы в этой области, чтобы помочь им выйти на новый уровень, подчеркнул эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников