«Ответственный бизнес сам устанавливает себе высокие критерии качества»

На VII международном форуме «Неделя ритейла» представители торговых сетей, поставщики, эксперты в сфере ритейла и представители органов власти обсудили устойчивое развитие в сфере торговли. Встреча состоялась на экспертно-аналитической сессии «Зеленый ритейл», организованной при поддержке Лиги зеленых брендов.

Заместитель руководителя Роскачества, член экспертного совета Лиги зеленых брендов Елена Саратцева напомнила, что на рынке существует более 3 тыс. знаков сертификаций эко-, био- и органик-продукции и потребителям очень трудно ориентироваться во всем этом разнообразии. «Остро назрела необходимость введения единых правил. Роскачество в сотрудничестве с Лигой зеленых брендов приступает к разработке единого стандарта сертификации и экомаркировки товаров», — отметила она.

Как показывают опросы, потребители ежедневно покупают продукцию, которую считают экологически чистой. Но они не видят разницы между понятиями «экологичное», «органическое», «фермерское» и «натуральное», рассказала Елена Саратцева. «Проблема просвещения потребителя — это первое, с чем придется столкнуться всем участникам Лиги, — заявила она. — Придется бороться с обилием продукции недобросовестных производителей на полках. А поскольку „зеленых“ критериев нет, оснований для того, чтобы их убрать, не будет даже у Роспотребнадзора». По ее мнению, на разработку стандартов сертификации, а также соответствующего законопроекта и на внесение его в Госдуму потребуется не менее полутора лет.

Компании-производители хорошо понимают трудности выбора, с которыми сталкиваются потребители, сообщила Евгения Седова, директор отдела исследования и разработок категории средств личной гигиены Unilever в России, Украине и Белоруссии. По ее мнению, сейчас ответственный бизнес сам себе устанавливает критерии качества и они порой оказываются выше, чем требования государственных регуляторов. «Надеюсь, что эра подсолнечного масла без холестерина, воды без ГМО или соли без сахара безвозвратно прошла, — сказала она. — Благо, что большие компании, наши единомышленники на рынке, этим никогда не грешили. Мы сами себе жесткие цензоры. В больших европейских компаниях есть высокие требования, которые мы применяем к себе независимо от того, есть ли на локальном рынке готовый стандарт или нет».

Обо всех наших инициативах стоит рассказывать

Бренды Unilever имеют социальную ответственность, продолжила Евгения Седова. «Мы отвечаем за жизненный цикл товара, который берется с полки: и за сам продукт, и за его упаковку. И за отсутствие коррупции, инклюзивность, и за тех людей, которые работают в компании».

Сейчас только производители конечной продукции могут помочь потребителям разобраться, какой продукт экологичен, а какой необоснованно заявляет о своей принадлежности к «зеленой» полке, считает Евгения Седова. «Для людей звучит одинаково — упаковка из переработанного пластика, перерабатываемый пластик, пластик, пригодный к переработке, — рассказала она. — Однако мы ответственно подходим к нашим заявлениям. Например, наш шампунь „Чистая Линия — Крапива“ имеет на 99% биоразлагаемую формулу и 98% ингредиентов натурального происхождения. Более того, бренд „Чистая Линия“ — первый в России из всех локальных брендов, производимых компанией Unilever в России, на Украине и в Белоруссии, получил международный сертификат РЕТА — свидетельство, что ни продукт в целом, ни какой-либо из его компонентов никогда не тестировался на животных». «Потребителю нужна навигация и помощь в выборе „зеленой“ продукции, понятные и четкие критерии для нее. Мы как бизнес ждем предложений Роскачества и готовы работать вместе над этими критериями», — резюмировала Евгения Седова.

Лига зеленых брендов создала для компаний методику оценки степени «зелености» бренда благодаря партнеру — компании «Делойт» в СНГ, сообщила модератор дискуссии, руководитель коммуникационного проекта Plus‑one.ru Анастасия Попова. Сейчас в Лиге уже прошли анкетирование и состоят 20 компаний, а еще 20 — проходят валидацию. В 2021 году Лига продолжает развивать методику, адаптируя ее для цепочки поставок товаров для «зеленых полок» магазинов.

Некоторые практики уже внедряются в России компанией IKEA. По словам руководителя отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды ритейлера Натальи Бенеславской, линейка ассортимента товаров «Более экологичная жизнь дома» включает 14 категорий продукции. «Все эти товары разработаны таким образом, чтобы после их использования, когда они больше покупателю не нужны, их можно легко разделить на части и отправить на раздельную переработку», — рассказала она. Компания стремится к тому, чтобы как можно больше товаров производилось из переработанных материалов. «Это сложный процесс, поскольку качество товаров — наш высший приоритет, тем не менее около 10% товаров производится из отходов, и мы постоянно увеличиваем этот процент», — рассказала Наталья Бенеславская. Примерно 90% всего полиэстера, который применяется в товарах IKEA, по ее словам, сделан из переработанного пластика.

Руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды розничной сети IKEA Наталья Бенеславская

Компания полностью отказалась от продажи ламп накаливания, в ассортименте — только светодиодные светильники, несмотря на то, что они дороже. Благодаря этому решению экологический след компании сильно сократился. Компания отказалась от одноразового пластика в своем ассортименте. В частности, для упаковки постельного белья используются текстильные мешочки, которые в дальнейшем можно использовать в быту. Почти во всех магазинах IKEA действуют пункты приема вторсырья, куда жители могут принести собранные дома отходы, которые затем отправляются на переработку. «К примеру, из ПЭТ-бутылок делают наполнитель для декоративных подушек, — рассказала Наталья Бенеславская. — К концу лета 2021 года компания собирается отказаться от продажи одноразовых батареек и начнет продавать аккумуляторы, которые можно будет заряжать до 500 раз».

Пока IKEA не может отказаться от использования древесины, поскольку альтернативы не существует, но она следит, чтобы товары производились из сырья из экологичных источников. Вся древесина для производства мебели IKEA в России сертифицирована. Как и весь хлопок, он соответствует стандартам Better Cotton Initiative. «Мы пришли к пониманию, что обо всех своих инициативах стоит рассказывать, потому что другие бренды используют наш опыт, — резюмировала эксперт. — Мы предлагаем простые решения для наших покупателей и рассказываем о том, что так живет все прогрессивное человечество».

Супермаркеты полезных привычек

О том, как обстоит ситуация у ритейла с «зелеными полками» в России, рассказала руководитель стратегических маркетинговых проектов «Перекрестка» Алина Юхневич.

В этом году Х5 создала платформу «Супермаркет полезных привычек». «Мы поняли, что у наших потребителей нет экологических навыков, — рассказала Алина Юхневич. — Если на Западе сортировка мусора, поход со своей „авоськой“ — это норма, то для нас пока не так. И мы взяли на себя миссию просвещения наших потребителей и приучения их к новым привычкам». Компания также заботится об экологизации своих продуктов. Начали с 16 собственных брендов. «В первую очередь мы выпустили свой „здоровый“ бренд, собственную торговую марку (СТМ) „Зеленая линия“, — рассказала представитель компании. — Во всех продуктах полностью натуральный состав, вся упаковка подвергается переработке. С 1 июня мы усилили экомаркировку. Она теперь обязательна на упаковке всех наших СТМ и представляет собой поясняющие цифры и фразу, можно ли это переработать или нет».

Также у «Перекрестка» стартовала акция «Перерождение», рассказала Алина Юхневич. «Это вторая жизнь пластика, — пояснила она. — Мы сделали большое панно длиной более 10 метров в центральном магазине „Перекрестка“ на Полянке из всего мусора, что собрали в своей сети. Также мы сделали из собранного пластика и пакетов дизайнерскую коллекцию одежды». По условиям акции, в «Перекрестке» можно купить товары в перерабатываемой упаковке и участвовать в розыгрыше вещей этой коллекции. Кроме того, в магазинах компании Х5 организован сбор пластика и батареек через фандоматы, а также зубных щеток совместно с компанией «Склад». Еще один проект — сбор крышечек. «Мы первые, кто переработал эти крышки в пандусы для инвалидных колясок, — пояснила представитель „Перекрестка“. — На текущий момент идет большая программа инклюзивности „Перекрестков“, они становятся все более удобными для людей с особенностями здоровья».

Больше половины россиян изучают маркировку товаров

Дополнить картину взялся руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития аналитической компании «Делойт» в СНГ Иван Кухнин.

Среди потребителей тренд на экологичность только развивается, сообщил он. «55% россиян обращают внимание на маркировку, несмотря на то, что это тысячи различных символов, — рассказал он. — Но лишь для 27% россиян важна экологичность продукта». Рост заинтересованности людей в сохранении окружающей среды он прокомментировал так: «IKEA давно посчитала свои выбросы CO2. Многие российские компании начали это делать только сейчас. И это не потому, что в России это долго развивается, просто не было потребности. Сейчас она появляется, и экологическая составляющая очень сильно вышла вперед с точки зрения качества и учета данных. Все больше игроков рынка будут подсчитывать экологический след. Именно таким образом устойчивые компании влияют на свою цепочку поставок».

Руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития аналитической компании «Делойт» в СНГ Иван Кухнин

Эти данные проиллюстрировала координатор проектов Kapoosta.ru Екатерина Лазарева. «Среди потребителей заметен рост интереса к эко- и органик-продуктам, — рассказала она. — Но про экомаркировку люди еще мало знают и плохо в ней ориентируются. Даже некоторые производители пугаются, когда слышат про экомаркировку. Им кажется, что, сертифицируя свои продукты, они потратят много денег, разорятся и что данная информация никому не нужна». Задача проектов Kapoosta.ru — искоренять подобные заблуждения. Ее проект карты «зеленых объектов» работает уже четвертый год, сейчас на карте уже 10 тыс. магазинов, кафе, пунктов переработки и других «зеленых» предприятий. Чтобы попасть на такую карту, магазин должен представлять в ассортименте не менее 50% либо сертифицированных, либо полностью маркированных товаров. Кафе, в свою очередь, должны иметь в своем меню не меньше 50% веганского и вегетарианского меню.

Заканчивая сессию, Анастасия Попова поблагодарила спикеров и выразила надежду, что это была не последняя встреча в подобном составе. «У Лиги зеленых брендов большие планы по присутствию на совершенно разных площадках», — добавила она.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Записала

Маргарита Парфененкова