Состояние планеты беспокоит не только активистов и ученых, но и художников, скульпторов, фотографов. Они посвящают свои работы таким проблемам, как утрата биоразнообразия, нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение воды и воздуха, изменение климата. Plus-one.ru рассказывает о четырех направлениях современного искусства, которые побуждают людей задуматься о своей неразрывной связи с природой.
Это направление (от англ. science art — «наука и искусство») существует на стыке искусства, технологий и науки. Объекты сайнс-арта апеллируют одновременно к чувствам и разуму человека, а источником вдохновения для мастеров этого направления часто становятся живые организмы. Например, британский художник и скульптор Люк Джеррам создает увеличенные в несколько раз модели бактерий, а также вирусов. Одна из его последних работ — модель антикоронавирусной вакцины Oxford/AstraZeneca. Она выполнена из боросиликатного стекла — материала, который применяется для производства лабораторных пробирок.
Американская художница и фотограф Рэйчел Сассман с 2004 года путешествует по миру и фотографирует старейшие объекты природы на планете. В США она запечатлела лесной массив Пандо, возраст которого — около 80 тыс. лет, а в Андах — колонии цветковых растений ярета, произрастающих на высоте от 3,2 тыс. м на протяжении 3 тыс. лет.
Аргентинский художник Томас Сарасено часто обращается к теме космоса и изучает возможности жизни за пределами Земли. В 2020 году в музее современного искусства «Гараж» в Москве можно было увидеть его работу «Движущие атмосферы». Парящая в воздухе сфера была выполнена из этилен-тетрафторэтилена — высокопрочного полимерного материала нового поколения, используемого в космической промышленности. Томас Сарасено пропагандирует отказ от ископаемого топлива ради приближения новой эры — аэроцена, где у каждого будет доступ к чистому воздуху.
Первые образцы «земляного искусства» (от англ. land art — «земля» и «искусство»), начали появляться в 1960-х. «Холстом» для творцов, работающих в этом направлении, служат земля и расположенные на ней природные объекты. Некоторые художники создают масштабные и долговечные конструкции, которые требуют видимого изменения природного ландшафта. Например, американский художник Роберт Смитсон при создании в 1970 году инсталляции «Спиральная дамба» (Spiral Jetty) использовал тяжелую землеройную технику. Объект расположен на берегу Большого соленого озера в американском штате Юта. Под воздействием природных и рукотворных факторов дамба постепенно разрушается — по мнению автора работы, это доказывает, что в мире постоянно происходят необратимые изменения.
Еще один мастер ленд-арта британский художник Ричард Лонг в 1967 году создал в одном из лондонских парков произведение «Протоптанная линия» (A Line Made by Walking). Он ходил взад-вперед по траве до тех пор, пока на ней не образовалась четкая линия. Еще одна работа Ричарда Лонга — «Круг Сахары» (Sahara Circle) — кольцо из камней на расчищенном участке земли, созданное во время поездки автора в Африку. Другой известный художник — представитель ленд-арта Энди Голдзуорти — создает временные инсталляции из палок, камней, листьев, льда и других природных материалов.
Представители трэш-арта (от англ. — trash art, junk art) превращают бытовые отходы в художественные объекты. Одни мастера предпочитают работать с предметами, которые утратили свои основные функции (Recycling), другие используют вещи в хорошем состоянии, наделяя их художественной ценностью (Upcycling). И те, и другие продлевают срок службы вещей и тем самым сокращают количество отходов.
Например, немецкий дизайнер Герхард Бер создает объекты искусства из пластикового мусора, а бельгийский художник-концептуалист Вим Дельвуа работает с изношенными шинами. Британская художница Мишель Ридер создает свои работы из жалюзи, кофейных стаканчиков, противогазов, электрических кабелей, деталей от игрушек и часов. Художник японского происхождения Юкен Теруя использует в своем творчестве втулки от туалетной бумаги, коробки из-под обуви и даже бумажные деньги.
В 1967 году итальянский искусствовед Джермано Челант ввел в обиход термин arte povera — «бедное искусство» — для обозначения нового направления в изобразительном искусстве. Его сторонники отказывались от использования дорогих инструментов и материалов, включая масляные краски, бронзу, мрамор, и работали с тем, что можно найти под ногами: землю, ветки, тряпки, уголь, газеты. Так они выступали против коммерциализации искусства и пытались сблизиться с окружающей средой.
Например, в творчестве итальянского скульптора и художника Джузеппе Пеноне важную роль играют деревья, которые символизируют постоянные трансформации природы. В 2010 году он создал скульптуру «Идеи из камня — 1 372 кг света», ее установили в Большом дворе Государственного Эрмитажа. «Это история про время, про память времени, — говорил художник на открытии выставки. — Деревья в нашем случае — живые существа, обладающие огромной памятью».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Евгения Чернышёва