Бездизельное будущее

Из-за вспышки коронавируса в 2020 году продажи автомобилей во всем мире сократятся на 22% до 70,3 млн единиц, прогнозируют сотрудники исследовательской компании IHS Markit. В частности, потребители в США купят на 26,6% меньше машин по сравнению с прошлым годом. Ожидается, что трудности не обойдут стороной и производителей электромобилей. Однако после снятия ограничительных мер в Китае спрос на электрокары стремительно растет, и некоторые эксперты считают, что пандемия может стать толчком для развития рынка.

Tesla на передовой

Еще до введения ограничительных мер по всему миру специалисты говорили о возможном росте спроса на электромобили, особенно на модели марки Tesla. Обозреватель издания Fossbytes Йетнеш Дубей (Yetnesh Dubey) объяснял это тем, что машины Tesla оснащены более качественным оборудованием и реже нуждаются в техническом обслуживании. Кроме того, компания владеет обширной сетью зарядных станций Supercharger. Например, только по пути из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас (расстояние — примерно 416 км) можно встретить около пяти фирменных пунктов для подзарядки. У водителя нет необходимости контактировать с людьми в сервисных службах или на автозаправочных станциях, поэтому он меньше рискует заразиться.

Производства Tesla находятся в нескольких странах мира. Кроме завода по выпуску электромобилей в штате Калифорния компания владеет двумя гигафабриками по производству литий-ионных аккумуляторов в штатах Невада и Нью-Йорк и одной в китайской провинции Шанхай. На 2021 год запланирован запуск четвертого предприятия недалеко от Берлина. Каждая фабрика работает как отдельный производственный центр. Как отмечает Fossbytes, это успешно защищает Tesla от срывов в глобальных цепочках поставок.

Всего за первый квартал 2020 года на предприятиях Tesla выпустили более 102 тыс. электромобилей, а количество проданных машин превысило 88 тыс. единиц. Выручка компании за этот период составила почти $6 млрд по сравнению с $4,5 млрд за первые три месяца прошлого года. «Несмотря на операционные проблемы, мы смогли достичь лучших показателей в первом квартале, как по производству, так и по поставкам [электромобилей]», — сообщается в отчете компании. В частности, рекордный рост производства был зафиксирован на шанхайской гигафабрике. Она приостанавливала работу из-за коронавируса, но возобновила ее еще в начале февраля. В марте, по данным консалтинговой компании LMC Automotive (LMCA), продажи электромобилей Tesla в Китае увеличились на 450% и достигли 12,7 тыс. единиц по сравнению с 2,3 тыс. в феврале.

Китайская компания по производству электромобилей WM Motors — это стартап, основанный в 2015 году бывшим топ-менеджером автомобилестроительных компаний Volvo и Geely. Ее стратегический директор Руперт Митчелл сообщил о росте продаж и планах по открытию 70 новых магазинов. По его словам, укрепить позиции на рынке фирме помогут закупки транспортных средств для государственных и коммерческих предприятий. Отмечают положительную динамику и в компании по производству электромобилей Nio, одной из основных конкурентов Tesla на китайском рынке. В первом квартале ее поставки выросли на 11,7% и достигли 3,8 тыс. штук.

Всего в Китае за первый квартал 2020 года было произведено 105 тыс. автомобилей с новыми источниками энергии (New Energy Vehicle, NEV; автомобили с электрическим, гибридным, водородным двигателем). Это на 60% меньше, чем за первые три месяца 2019 года. Количество проданных NEV, по подсчетам министерства промышленности и информатизации КНР, снизилось на 56,4% до 114 тыс. единиц. Продажи всех видов автомобилей упали более чем на 42% до 3,6 млн штук. Сотрудник шанхайского отделения рейтингового агентства Fitch Ratings Цзин Янг прогнозирует, что продажи автомобилей в стране в этом году снизятся на 10%. Для электромобилей показатель будет ниже, но в ближайшие пять лет страна планирует довести долю NEV до 25% по сравнению с 5% в прошлом году. В апреле китайские власти начали принимать меры для восстановления автомобильной промышленности. В частности, они продлили субсидии и налоговые льготы для производителей NEV на два года, а также выделили 2,7 млрд юаней ($381 млн) на развитие зарядной инфраструктуры.

По оценкам LMCA, на 13 западноевропейских рынках в марте было продано чуть менее 47 тыс. пассажирских электрокаров на аккумуляторных батареях (Battery Electric Vehicle, BEV). Это на 10 тыс. больше, чем в 2019 году. Консультанты предположили, что вспышка коронавируса привела к примерно 40-процентному снижению продаж, а значит, объем продаж мог бы составить около 80 тыс. единиц. Это на 120% больше, чем в прошлом году. В частности, в Великобритании по сравнению с мартом 2019 года продажи электромобилей выросли на 200% в годовом исчислении и достигли 11,7 тыс. единиц.

По информации аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2020 года в России было куплено 53 машины с электродвигателем, тогда как за аналогичный период прошлого года — 66. При этом 40% от всех продаж пришлось на Москву и Московскую область. Пять электромобилей купили в Приморском крае, по три — в Новосибирской и Свердловской областях, по два — в Томской области, Хабаровском, Пермском, Краснодарском краях и по одному — еще в 11 регионах. Самыми востребованными стали модели I-Pace бренда Jaguar, Nissan Leaf, Tesla Model X и Tesla Model 3.

Что ждет рынок электромобилей в будущем

По мнению Элисон Белл, директора по маркетингу исследовательской компании Venson Automotive Solutions, делать выбор в пользу электромобилей заставляют несколько факторов. Это снижение стоимости электромобилей, повышение энергоемкости аккумуляторов и расширение сети зарядных станций. Кроме того, на рынок положительно влияет стремление представителей власти, бизнеса и крупных общественных организаций к сокращению выбросов парниковых газов. Эксперт напомнила, что транспорт ответственен за 23% мирового объема выбросов парниковых газов. 72% выбросов в секторе приходится на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями.

45% из опрошенных аналитиками Venson автомобилистов признались, что они задумались о приобретении электромобиля из-за повышения качества воздуха во время карантина. Еще 17% сказали, что заметили улучшение состояния окружающей среды и утвердились в правильности своего решения обзавестись экологичным видом транспорта. Более двух третей респондентов сообщили о необходимости модернизации зарядной инфраструктуры. Еще почти 40% поддержали идею создания экологически чистых зон, в которые запрещается въезжать автомобилям на ископаемом топливе.

По подсчетам британского издания The Telegraph, доля электрокаров в глобальном автопарке увеличилась с 0,38% в 2015 году до 1,63% в 2019 году. Росту в европейском сегменте рынка способствуют налоговые послабления и грантовые программы. Положительное влияние оказывает и долгосрочная стратегия властей ЕС по сокращению выбросов СO2 в транспортном секторе. Она предусматривает отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Однако, как напоминает The Telegraph, производство и эксплуатация электромобилей требует значительных природных и человеческих ресурсов. Например, более 60% кобальта для литий-ионных аккумуляторов импортируется из Демократической Республики Конго, власти которой не заботятся о безопасности шахтеров и допускают использование детского труда.

Некоторые эксперты считают, что не стоит ожидать стремительного роста продаж электромобилей. Это обусловлено их более высокой стоимостью в сравнении с автомобилями с ДВС и падением цен на дизельное топливо. Дэвид Леггетт, сотрудник аналитической компании GlobalData, предполагает, что после пандемии многие люди перестанут вкладывать средства в новые технологии и отдадут предпочтение проверенным продуктам, какими являются автомобили с ДВС.

По мнению сотрудника исследовательской компании Argus Research Билла Селески, рост безработицы и падение покупательной способности приведет к снижению спроса на электромобили во втором квартале 2020 года. «Поскольку цены на бензин остаются низкими, потребители могут продолжить ездить на том, что у них есть (и ремонтировать то, что у них есть), до тех пор, пока экономический климат снова не станет благоприятным», — объясняет специалист.

Автор

Евгения Чернышёва