Когда переполнится чаша

Для многих женщин менструальная чаша — странная диковинка, хотя «новинке» уже более полутора веков. Она позволяет забыть о прокладках и тампонах, экономит бюджет и сокращает объем пластиковых отходов. Почему же менструальные чаши непопулярны, несмотря на их безопасность и экологичность? Как феминистское и экологическое движения могут на это повлиять?

История менструальной чаши в России

Хотя менструальные чаши, или капы, были изобретены еще в XIX веке, в нашей стране ими мало кто пользуется. В разное время это было связано с табуированностью темы менструации, с недостатком рекламы и просвещения, с недоступностью в свободной продаже.

В России 7–10 лет назад чашу можно было приобрести только через маленькие интернет-магазины в крупных городах. Покупку передавали, встречаясь с продавцом у метро. Когда не было таких интернет-гигантов, как AliExpress и iHerb, чаши привозили из-за рубежа, где их продают в аптеках. Продавец был сам себе курьером, поставщиком, брал на себя риски, просчитывая заказы. Люди совершали и индивидуальные покупки, но тогда для этого нужно было иметь дело с почтой, а как она работает — всем известно.

«У нас найти чашу на тот момент было очень непросто, поэтому свою я заказала из-за океана, и почти месяц с трепетом ее ждала... Но как-то не сложилось», — делится опытом Вика Павленко, главный редактор ElleGirl.

Прокладки и тампоны появились на российском рынке значительно раньше чаш, в начале 1990-х. Они быстро заняли свои места на полках магазинов благодаря рекламе и значительному вкладу в улучшение качества жизни женщин.

Место менструальных чаш на рынке

Сегодня в мире насчитывается около 200 брендов менструальных чаш. Они продаются в 99 странах. В России уже появились капы отечественного производства. Их стоимость колеблется от 350 до 5500 руб., но качественную чашу можно купить в пределах 1000 руб. Срок службы капы — пять и более лет.

Ежемесячно российские бренды производят около 15 млн упаковок средств женской гигиены. Это лишь 10% рынка. Остальные 90% принадлежат транснациональным гигантам.

Как бы то ни было, согласно опросам, около 60% российских женщин привыкли регулярно пользоваться одноразовыми прокладками и тампонами, причем многие — ежедневно, а не только в период менструации.

Сейчас капы легко заказать в интернете, приобрести в секс-шопах. Это товар must-have и в магазинах для экологистов. Причина в том, что весь репродуктивный период (в течение 36 лет при менструации в среднем 13 раз в год) одна женщина выбрасывает 180 кг одноразовых прокладок и тампонов. Эти средства гигиены почти невозможно переработать, они пополняют свалки. Сжигание же мусора опасно. С капами таких проблем нет — их можно многократно использовать и перерабатывать в новую продукцию.

Конкуренция с прокладками и тампонами

Медицинские исследования доказали, что чаша безопаснее, чем тампон. Она не иссушает слизистую влагалища, поскольку не абсорбирует выделения, а лишь мягко собирает их. И может смело использоваться при условии соблюдения правил гигиены и инструкции производителя.

Несмотря на это, до сих пор на просветительских сайтах, посвященных женской гигиене, чаши упоминаются лишь в 30% случаев, тогда как об одноразовых прокладках говорят 77% источников. Это данные 2019 года по всему миру.

На фоне тренда заботы об окружающей среде чаши становятся серьезными конкурентами одноразовых гигиенических средств. Но пока что производители не продемонстрировали явной борьбы за покупателя.

Согласно прогнозам, продажи средств для менструального периода продолжат расти в ближайшие годы. Вопрос в том, как изменится положение многоразовых альтернатив на этом рынке.

Сигналом изменений служит тот факт, что в 2018 году лидер отрасли Tampax (бренд компании Procter & Gamble) выпустил собственную многоразовую менструальную чашу. По характеристикам она почти не отличается от аналогов: также имеет два размера, сделана из медицинского силикона. Как отмечает Tampax, выходу продукта предшествовали долгие и тщательные исследования.

Примечательно, что компания предлагает использовать чашу только в середине менструации в течение 2-4 дней и комбинировать ее с одноразовыми средствами для подстраховки. А заменять капу компания рекомендует раз в год, а не раз в 5-10 лет, как советует большинство производителей.

Что препятствует распространению чаш

Популяризации кап мешают культурные особенности той или иной страны. Чаша может нарушить целостность девственной плевы, что для традиционалистских культур — почти преступление. Но сами пользовательницы связывают главный недостаток чаш с неудобством стерилизации в публичных местах. В общественных туалетах без раковин сложно опорожнить и ополоснуть чашу. А публично делать еще и неловко. И это вторая проблема чаш, связанная с первой. Не все женщины готовы ополаскивать, стерилизовать чаши даже при близких.

Впрочем, аналогичное стеснение испытывают дамы и в отношении любых других средств женской гигиены. Преодолеть его можно с помощью ненавязчивого, деликатного просвещения. К примеру, на YouTube популярны видео, где девушка объясняет, как побороть стеснение при покупке прокладок. В комментариях юные подписчицы жалуются, что «краснеют на кассе».

Феминистки призывают говорить о менструации спокойно и откровенно, как о естественном физиологическом процессе. Называть вещи своими именами и прекратить делать из этой темы «секрет только для девочек». Например, скандинавский феминистский бренд одежды Monki продает чаши как средство борьбы со «стигматизацией менструации».

Преодолеть табу и спасти жизни

Капы активно продвигают для помощи девушкам и женщинам в развивающихся странах. Там табуированность темы не просто вызывает неудобства, а угрожает жизни людей.

В 2019 году в Непале погибла 21-летняя Парвати Богати. Ее выгнали из дома, следуя традиции чхаупади, согласно которой женщина во время менструации нечиста, ей нельзя прикасаться к другим людям, еде и предметам религиозного культа. В этот период женщин часто выгоняют из дома спать в хижинах. В одной из таких избушек Парвати развела огонь, чтобы согреться, и задохнулась.

В 2019-м фильм индийского режиссера Райки Зехтабчи о менструации «Period. End of Sentence» получил премию «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм». Картина рассказывает об уровне знаний о менструации в Индии, где многие женщины не могут объяснить причину этого физиологического процесса, а часть думает, что это проклятие.

В июне прошлого года в штате Керала на западе страны бесплатно раздали 5 тыс. менструальных чаш. Местные власти задумались о проблеме после наводнений 2018 года, когда для пострадавших было открыто 47 лагерей. В таких поселениях одноразовые гигиенические отходы породили проблему утилизации. Власти рассчитывали, что с помощью кап удастся избежать сжигания мусора и причинения природе вреда.

Даже в Великобритании менструации негативно сказываются на посещаемости школ, потому что некоторые девочки не могут позволить себе покупку прокладок. Это побудило школьницу Амику Джордж запустить кампанию FreePeriods. Она требует от властей обеспечивать нуждающихся школьниц бесплатной гигиенической продукцией, как это уже сделали в Шотландии.

Автор

Наталья Маркова

Фото

iStock.com