В уходящем году исполнилось пять лет с тех пор, как на форуме ООН в Нью-Йорке 195 стран приняли Цели устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года. Мировое сообщество намерено сообща победить голод, покончить с бедностью, достичь гендерного равенства, сдержать климатические изменения. В 2020-м в России была создана Коалиция за устойчивое развитие страны, куда вошли представители вузов, журналисты, сотрудники НКО, общественные деятели, активисты. Plus-one.ru помог гражданскому объединению выпустить обзор о реализации ЦУР в стране. Мы попросили Нелю Рахимову, идеолога и координатора КУРС, поделиться мнением о 2020-м и достижениями за год.
В этом году с появлением коронавируса мы увидели негативные последствия глобализации. Кажется, мир никогда уже не будет прежним. Но давайте попробуем взглянуть на 2020-й сквозь призму устойчивого развития. Ведь для нашей страны в этом направлении он стал во многим судьбоносным. В конце года в России появились спецпредставитель президента, проектный офис «ВЭБ.РФ» и экспертный совет при Минэкономразвития, которые будут заниматься вопросами реализации Целей устойчивого развития. Само это словосочетание перестало вызывать у граждан непонимание и оторопь.
В январе 2020-го мы создали Коалицию за устойчивое развитие страны (КУРС). Мне как ее координатору кажется, что это было верное и очень нужное решение. В России сформировалась часть гражданского общества, которая готова работать с бизнесом и государством для достижения ЦУР в нашей стране.
За этот год мы смогли объединить более 160 организаций и 200 активистов со всей страны. Мы провели онлайн-тренинги, чтобы активисты понимали, как работает гражданское общество по ЦУР на международном уровне. Немногие, например, знают о существовании так называемого «механизма вовлечения гражданского общества» на Региональном форуме по устойчивому развитию, который проходит весной в Женеве. Этот механизм позволяет представителям гражданского общества встречаться за день до форума, обмениваться опытом и вырабатывать совместные рекомендации правительствам. Мы также рассказали коллегам, как устроен Политический форум высокого уровня ООН и как можно включиться в его работу.
Один из главных проектов КУРС в уходящем году — выпуск гражданского обзора о реализации Россией ЦУР. На мой взгляд, он представляет адекватную картину происходящего в стране, ведь наши эксперты рассматривают и анализируют не только достижения, но и главные вызовы. В каждой главе мы даем рекомендации по достижению конкретной цели как для государственных органов, так и для гражданского общества. Если говорить в общем, мы рекомендуем органам власти пересмотреть имеющиеся стратегические документы и законодательную базу на предмет их соответствия задачам и индикаторам ЦУР, создать национальный план или дорожную карту достижения ЦУР на предстоящее десятилетие, ведь такого плана до сих пор нет.
Мы также выпустили специальный номер журнала «Экология и право» о роли гражданского общества в реализации ЦУР. А чтобы начать дискуссию на эту тему на региональном уровне, провели встречи представителей гражданского общества с местными властями в Красноярске, Иркутске, Тюмени, Новосибирске и Улан-Удэ.
Могу признаться, что работа по выпуску обзора шла непросто. Мы только на пути к эффективному сотрудничеству даже внутри гражданского общества, и даже в третьем секторе не все однозначно и однородно. Мы дали возможность высказаться каждому и постарались включить в наш доклад все комментарии. Но я столкнулась с тем, что у многих коллег нет понимания, что такое гражданское общество и в чем его роль. И конечно, не каждый был готов открыто говорить о нынешней ситуации в стране: самоцензура отдельных представителей гражданского общества, бизнеса, СМИ препятствует открытости и сотрудничеству для решения социальных и экологических проблем.
Мне удалось представить наш обзор вместе с посланием российского гражданского общества на Политическом форуме высокого уровня ООН, который проходил в онлайн-формате в июле этого года. Стоит сказать, что у форума до сих пор нет официального механизма представления гражданских обзоров. Мы с коллегами неоднократно обсуждали этот вопрос с сотрудниками секретариата ООН и международными коалициями гражданского общества. Гражданские обзоры смогут обрести вес только тогда, когда все страны сделают их частью официальной отчетности о прогрессе в области ЦУР. Пока только отдельные страны, например Финляндия, поступили так: 50% каждой главы ее Добровольного национального обзора представляет мнение гражданского общества.
Нам пока сложно представить такое в нашей стране. На мой взгляд, в этом году к подготовке Добровольного национального обзора, которую координировал Аналитический центр при правительстве РФ, были привлечены лишь давно знакомые государству НКО, с которыми ему удобно работать. Хоть я и не ожидала другого подхода, но надеялась, что когда мы выпустим свой независимый обзор, органы власти пойдут нам навстречу и будут готовы публично обсудить наши рекомендации. К сожалению, этого не произошло. Но нас дважды поблагодарили «за активную позицию»: один раз — на встрече, где мы представляли наш обзор федеральным министерствам и ведомствам, другой — на Политическом форуме высокого уровня ООН. Видимо, нам еще только предстоит наладить контакт с чиновниками. Гражданское общество готово к открытому диалогу, но мы не видим такой готовности со стороны государства.
Печально, что так происходит и на федеральном, и на региональном уровнях. Во всех пяти городах, кроме Тюмени, где мы пытались организовать онлайн-встречи активистов с местными чиновниками, они не нашли возможности присутствовать. Позиция чиновников — полное игнорирование. У меня есть несколько предположений, почему так происходит. Возможно, это официальная позиция — не общаться с активистами без особой надобности, ждать указания или сигнала сверху. Возможно, это просто нежелание говорить с гражданским обществом, поскольку потом, скорее всего, понадобится что-то делать. Возможна и предубежденность: мол, с гражданскими коалициями диалога все равно не получится. Либо же это просто отсутствие понимания Повестки-2030, нежелание выглядеть неподготовленными к диалогу.
По моему мнению, последняя гипотеза верна в любом случае. Члены КУРС, особенно в регионах, часто говорят, что местные власти просто не знают, о чем речь, когда общественники предлагают им, как можно решать задачи устойчивого развития. И это еще раз подтверждает важность нашей работы. Одна из главных целей нашей коалиции — повышение осведомленности о ЦУР. Это дает надежду на то, что Десятилетие действий для реализации глобальных целей, которое было объявлено генеральным секретарем ООН в начале этого года, принесет свои плоды.
Мы приглашаем всех неравнодушных представителей гражданского общества присоединиться к деятельности КУРС. Мы надеемся, что в следующем году нам удастся расширить команду, выпустить новые публикации о реализации ЦУР в России, в которых в том числе рассмотрим последствия пандемии, провести мероприятия в регионах и продолжить нашу просветительскую работу как среди гражданского общества, так и среди всех заинтересованных в достижении ЦУР в России структур и лиц. И еще я очень надеюсь, что мы наладим сотрудничество с Анатолием Чубайсом, на президентском уровне курирующим вопросы Повестки-2030.
Напоследок скажу, что я занимаюсь образовательной работой по устойчивому развитию с 2013 года и могу однозначно заключить, что 2020-й вызвал самые бурные обсуждения темы как в российском бизнесе, так и со стороны государства. Уровень профессионализма и понимания проблемы растет, и это радует. Но мы стоим перед новыми вызовами — хотелось бы, чтобы и предприниматели, и органы власти, и гражданское общество перешли от слов к делу, чтобы все онлайн-форумы, конференции и круглые столы вылились в системные изменения на всех уровнях. Мы в КУРС постараемся сделать все возможное, чтобы Россия стала благополучнее и лучше. Желаю всем больше устойчивого развития в Новом году!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Неля Рахимова, специально для Plus-one.ru