Эко вам не органик

В Министерстве сельского хозяйства разработали закон, согласно которому отечественная продукция с улучшенными экологическими характеристиками будет продаваться под маркой «Зеленый стандарт». В числе прочего эти товары предназначены на экспорт. Он может начаться в январе 2021 года — в это время в силу вступит законопроект «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии».

Законопроект, как сообщает ТАСС, в Минсельхозе уже подготовили, сейчас его дорабатывают после общественного обсуждения. В сводном отчете к документу говорится, что он направлен на решение таких проблем, как фальсификация экологически чистой продукции, введение потребителей в заблуждение относительно ее качества, а также отсутствие правового обеспечения в области ее производства. В соответствии с законопроектом, продукция с улучшенными экологическими характеристиками должна производиться с использованием безопасных для человека и окружающей среды кормов, пищевых добавок, удобрений и других агрохимикатов. При этом не допускается применение ионизирующего излучения, клонирования и методов генной инженерии. Также нельзя будет использовать упаковку и тару, которые могут привести к загрязнению продукции и окружающей среды. Выпускать, транспортировать и хранить такие товары придется отдельно от других.

Производителей, которые соблюдают эти требования, внесут в единый госреестр, после чего они смогут распространять продукцию под брендом «Зеленый стандарт» (в англоязычной версии — The Green One) и размещать на ней специальный логотип. Онлайн-голосование по выбору логотипа проходило на сайте Минсельхоза с 9 по 25 октября. Его итоги подведут после выдачи соответствующего патента.

Создать отечественный экобренд ранее поручил президент России Владимир Путин. Глава государства уточнил, что «зеленая» марка должна стать гарантией высокого качества как на внутреннем, так и на внешнем рынке. «На внешнем пойдет все влет, уверяю вас, — сказал Путин в послании Федеральному собранию в феврале. — Там ничего чистого вообще не осталось за границей». В Минсельхозе также полагают, что российский бренд будет пользоваться спросом за рубежом. При этом новое регулирование поможет повысить качество пищевой продукции и сократить негативное воздействие производства продуктов на окружающую среду, климат и здоровье людей.

Ранее глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев отмечал, что к 2024 году экспорт российской продукции с улучшенными экологическими характеристиками может достичь 10% в общем объеме сельскохозяйственного экспорта. По данным Российского экспортного центра, интерес к отечественной экопродукции уже проявляют в Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в странах Европы. Так, Китай покупает рыбу и морепродукты, сою, растительные масла, муку, напитки, а Кувейт, ОАЭ и Оман импортируют халяльные продукты (от араб. — «все, что разрешено и допустимо в исламе»; к запрещенным продуктам относятся мертвечина, свинина, мясо задушенных и других животных. — Прим. Plus-one.ru).

Эко не то, что кажется

С 1 января 2020 года в России вступает в силу закон «Об органической продукции». Право на термин «органический» получат производители, которые не используют пестициды, антибиотики, усилители вкуса и другие добавки. Именно это, как ранее разъясняли в Минсельхозе, будет отличать органику от экологически чистых продуктов, производство которых допускает применение ограниченного числа высококачественных химикатов.

«Продукцию с улучшенными экологическими характеристиками некорректно сравнивать с органикой, — рассказал +1 исполнительный директор Национального союза производителей и потребителей органической продукции Олег Мироненко. — При производстве экологически чистых товаров можно применять различные удобрения и агрохимикаты с улучшенными характеристиками, а при выпуске органической продукции их использование вообще недопустимо». Специалист отметил, что Минсельхоз только подготовил проект закона об экологически чистой продукции, но не разработал стандарты для ее сертификации и аккредитации сертифицирующих компаний. Поэтому, по его словам, сейчас рано говорить об эффективности и значимости нововведений — государству еще предстоит определить, на чем будет базироваться производство экопродукции.

«Важно иметь в виду, что пока не известны критерии экологичности, требования к сертификаторам и то, как будет проходить процедура сертификации», — объяснила +1 специалист-эколог, ведущий эксперт системы экосертификации «Листок жизни» Экологического союза Юлия Гусева. Эксперт рассказала, что предыдущая версия законопроекта требовала основательной доработки. В результате в документе появился более конкретный термин «продукция с улучшенными экологическими характеристиками» и ряд базовых критериев, которым она должна соответствовать. Юлия Гусева надеется, что в основе концепции создания национального «зеленого» бренда будет подход оценки продукции по жизненному циклу в соответствии со стандартом ИСО 14024. «Согласно позиции ООН, экосертификация по жизненному циклу — это главный инструмент устойчивого производства и потребления, поэтому такой подход может считаться международным», — добавила эксперт.

Потребители не доверяют производителям. Как поможет сертификация?

Как считает глава Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, российская экологически чистая продукция будет пользоваться спросом не только за рубежом, но и внутри страны. Единственным препятствием, по мнению эксперта, станет цена, которая может быть на 25-30% выше обычной. При этом Олег Мироненко подчеркивает, что по мере развития рынка стоимость товаров с улучшенными характеристиками будет «выравниваться», и со временем они могут оказаться в том же ценовом сегменте, что и обычная продукция. Основная же проблема, по словам Мироненко, кроется в недоверии покупателей к производителям из-за участившихся случаев гринвошинга (от англ. — greenwashing, агрессивный маркетинговый прием, при котором продукт позиционируется как экологичный без достаточных на то оснований. — Прим. Plus-one.ru). Бороться с гринвошингом, как считает эксперт, можно с помощью сертификации продукции. «Если российский потребитель будет видеть, что сертификация — это действительно контролируемый процесс, как, например, в Европе, то не будет никаких препятствий для развития рынка, — говорит специалист. — Но если все будут знать, что сертификат можно купить, то тогда ни о каком доверии речи быть не может».

Юлия Гусева также считает, что сертификация — это самый эффективный способ борьбы с недобросовестными производителями. Специалист сослалась на результаты исследования Consumers Goods Forum и Futerra, согласно которым 15% респондентов определили сертификацию как «лучший способ убедить потребителей в безопасности продукции». «Потребителям сегодня нужна прозрачность производства экотовара, и независимая экологическая сертификация может это гарантировать, — говорит эксперт. — Если стандарт и процедура сертификации будут качественными, это позволит завоевать доверие покупателей, а также положительно отразится на спросе. Если же нет — у них появится еще один повод усомниться в качестве экотоваров».

К слову, опрос ответственных потребителей, проведенный Экологическим союзом совместно с экобюро Greens, показал, что обилие псевдоэкологичных товаров является основным фактором, препятствующим выбору экопродукции, для 45,2% респондентов. 65,6% опрошенных указали, что их смущает высокая цена, и 63,9% отметили, что поиск и получение таких товаров отнимает слишком много времени и усилий. При этом для 78,6% россиян основным признаком по-настоящему экологичного товара служит маркировка. Помимо экомаркировки, участники опроса обращают внимание внимание на состав продукта (35,8%) и на свою интуицию (25,1%).

С чем связан растущий спрос на натуральные продукты

Экологические проблемы все сильнее волнуют потребителей, а вместе с тем подогревают спрос на продукцию, производство которой не наносит ущерба окружающей среде. Результаты опроса Экологического союза и Экобюро Greens также свидетельствуют о том, что более половины (65,4%) ответственных россиян выбирают экологичные товары, потому что хотят внести вклад в сохранение окружающей среды. 62,4% при выборе товаров ориентируются на их потенциальную пользу для своего здоровья, и еще 49,8% учитывают этические аспекты производства, в том числе отсутствие тестов на животных, справедливые и достойные условия труда работников.

«Данные об экологическом кризисе и влиянии его на здоровье человека попали в поле зрения СМИ, благодаря чему в последние годы значительно вырос уровень экологической грамотности общества, — говорит Юлия Гусева. — При этом люди не только знают об экологических проблемах и хотят влиять на ситуацию сами, но и ждут этого от брендов». Она подчеркнула, что на бренды, в частности, оказывают влияние представители поколения Z (люди, родившиеся примерно после 1995 года. — Прим. Plus-one.ru) — 2 млрд потребителей с совокупной покупательной способностью в $44 млрд — большинство из которых верят, что мировые бренды способны изменить мир.

Результаты исследования аналитической компании Accenture показывают, что две трети потребителей по всему миру (63%) и почти половина в России (46%) предпочитают товары и услуги компаний, позиция которых по социально-значимым вопросам совпадает с их ценностями и убеждениями. Подтверждают этот тренд и данные исследования холдинга Romir и Московской школы управления «СКОЛКОВО», согласно которым 37% россиян с высокой вероятностью выберут товары и услуги «ответственных производителей» при сопоставимой стоимости.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Евгения Чернышёва