Эколог Светлана Леманова — о работе в горнорудной промышленности на Дальнем Востоке
Горнорудная промышленность — до недавних пор была одним из самых «грязных» видов производства. На сегодняшнем этапе развития технологий полная экологизация отрасли пока невозможна. Однако уже сегодня делаются серьезные шаги в этом направлении.
Проект +1 поговорил с горняком-экологом Светланой Лемановой, начальником управления охраны окружающей среды золотодобывающей компании Polymetal, о мерах по снижению воздействия горнорудных предприятий, об отношении работников к экологическим вопросам и личном опыте работы на Дальнем Востоке.
Моя задача как инженера-эколога — оценивать воздействие горного производства на окружающую среду и предлагать решения, направленные на более, рациональную и безопасную эксплуатацию природных ресурсов. Я слежу за качеством воздуха, биоразнообразием и состоянием водных объектов и почв. В основном мы опираемся на государственные требования к состоянию окружающей среды и контролируем их исполнение.
Но хочется большего, и мы изучаем и применяем лучшие практики, занимаемся поиском инновационных решений, их тестированием и внедрением на наших предприятиях. Например, мы стали оценивать климатические риски и углеродный след нашей продукции, строим солнечную и ветровую электростанции, проводим исследование альтернативной технологии извлечения золота и серебра из руды.
У горной индустрии пока преимущественно мужское лицо. Однако в моей работе никогда не возникало никаких трудностей и ограничений, связанных с тем, что я девушка.
Доказывать свою позицию приходится часто, но все происходит исключительно в профессиональном поле.
На работе в первую очередь ты имеешь дело с экспертом — поэтому значение и вес имеют только факты и доказательная база. К тому же в Polymetal 42 % специалистов — работники женского пола, поэтому все легко находят общий язык в коллективе.
Если говорить о безопасности горняков, за которой мы внимательно следим, то на самих местах добычи обстановка достаточно спокойная. Вокруг удаленных промплощадок иногда встречаются медведи и другие крупные животные. Время от времени они к нам забредают — и бывает страшно. Порой даже в населенные пункты заходят. Мы консультируемся с Министерством природных ресурсов и с местными охотниками, как защитить себя от медведей и их от нас. Пока обходилось без конфликтов. Нужно помнить, что именно медведи пришли сюда первыми, а мы развернули свои производства в их доме. Так что с правами хозяев тайги нужно считаться.
Последние два года мы реализовываем программы по сохранению биоразнообразия. На многих объектах у нас есть хвостохранилища, куда прилетают различные птицы. Для сохранения их популяций, нам пришлось увеличить количество отпугивающих устройств. Мы ограждаем производство от окружающего мира, чтобы наносить ему как можно меньше вреда. На удаленных площадках ставим предупреждающие знаки для водителей: это предотвращает гибель животных.
У меня есть маленький сын, и я уже приучаю его к экологически ответственному поведению. Это происходит «непроизвольно».
Да и бытовую технику стараюсь покупать по принципу экономного энергопотребления. Мне важно, чтобы мой сын не только все это умел, но и понимал, зачем это нужно.
В целом, домохозяйство отличается от крупного предприятия только масштабом. Дома также образуются отходы, мы что-то сливаем в канализацию, что-то не совсем разумно используем.
Если каждый не начнет с себя, ничего поменять не удастся — ни на уровне компании, ни в глобальном масштабе. Сейчас мы стараемся распространить наши принципы на близлежащие населенные пункты: информируем и сотрудников, и население о том, как жить «чище»: ведь это совсем не сложно.
Ко мне часто приходят по собственной инициативе наши рабочие и инженеры и спрашивают, можно ли реализовать у нас ту или иную «зеленую» технологию. Многие начали анализировать свою деятельность с точки зрения воздействия на окружающую среду. Когда я выстраивала отношения с коллегами, поняла, что человеку важно ощущать свою вовлеченность. То, что я рассказываю о наших планах, должно быть не только эффективным, но и ярким, интересным, привлекательным.
Чтобы внедрить тот или иной процесс на производстве, мы вовлекаем инженеров, и они помогают нам реализовать нашу идею. Моя задача — не только найти определенную технологию, но и сделать так, чтобы она всем понравилась. Для этого общаюсь с производственниками — показываю и рассказываю, как их деятельность воздействует на окружающую среду и как это можно исправить. Эколог не может идти один против всех: людей нужно инструктировать, обучать, надо рассказывать о проблемах и путях их решения.
Когда я общаюсь с людьми, расспрашиваю их, как они видят свою деятельность и как можно улучшить ситуацию. Многие сами хотят пересмотреть подход к горной добыче — например, оставлять больше породы внутри горных выработок. Во-первых, это экономически выгодно, во-вторых — экологично: не приходится создавать дополнительные отвалы, которые в дальнейшем подлежат восстановлению. Кроме того, это гораздо безопаснее с точки зрения предупреждения обрушений и провалов. Я рассказываю о новых решениях, а горняки в свою очередь определяют, как их можно реализовать на месте.
Подготовила
Мария Сотскова