Начинающие дизайнеры ищут себя в сфере устойчивой моды и обращаются к переработанным материалам. Именитые бренды не отстают и включают в коллекции вещи, изготовленные из отходов: яблочной кожуры, винтажных джинсов, пластика или нейлоновых рыболовецких сетей. Мы собрали несколько луков и поняли: эко-одежда может быть красивой, но не дешевой. Почему так затратно одеваться, помогая природе, разбирались с экспертами.
Судя по биркам, переработать можно практически любую ткань. Но чаще других в составах вещей значится вторичный полиэстер. Материал не уступает по свойствам обычному: так же годится и для обуви, и нижнего белья, гибче и прочнее натуральных тканей. Во вторичном полиэстере есть и дополнительная ценность — волокна производятся не из нефтепродуктов, а из пластиковых бутылок, найденных в океане или на побережье.
Например, Timberland заключил партнерство с проектом Thread, который собирает ПЭТ-бутылки на Гаити и создает из них волокна. Добавив вторичный материал в свои изделия, американский бренд популярных ботинок способствовал утилизации более 765 000 пластиковых бутылок.
Но почему, если в качестве сырья используются никому не нужные бутылки, кроссовки Adidas ULTRABOOST X PARLEY, частично изготовленные из выловленного в океане пластика, дороже обычных?
«Средства уходят на сбор, сортировку и очистку бутылок, — напоминает эксперт в области ответственного потребления Ольга Джонстон-Антонова. — Собрать материал из океана, вопреки распространенному мнению, недешево. Его же нужно выловить, затем очистить. Поэтому производить волокна из использованных бутылок дороже, чем из новых».
Следует также учитывать, что технологии переработки — новые. А инновации всегда дороже.
Карла Магрудер, основатель консалтинговой компании Fabrikology International, в интервью изданию Suston Magazine объясняет высокие цены низким спросом на вторичный материал: «Одна из причин заключается в том, что первичный полиэстер производится в больших объемах. Но мировой спрос растет. Это может способствовать тому, что цена на вторичный полиэстер станет более конкурентоспособной. Первыми стали использовать переработанный материал транснациональные спортивные бренды, такие как Nike. Но в последние годы даже гиганты фэшн-индустрии задействуют его все больше и больше. Я уверена, что в долгосрочной перспективе цена снизится, особенно, если компании и индустрия будут сотрудничать и посылать четкие сигналы поставщикам, чтобы те не боялись инвестировать во вторичный полиэстер».
Пока марки выпускают вещи из переработанных материалов ограниченными партиями. Рынок нишевый, и, следовательно, дорогой.
Второй по популярности переработанный материал: хлопок. Его используют как бренды масс-маркета Lindex и H&M, так и представители высокой моды. В последнем случае речь чаще идет о переработке винтажной джинсовой ткани. В этом направлении развиваются, например, фэшн-дизайнеры Ксения Шнайдер из Киева и Юлия Нева из Санкт-Петербурга.
Бренд Ksenia Schnaider известен изобретением джинсов нового кроя, в которых в 2017 году появлялась американская модель Белла Хадид. Получившая название деми-денимы — demi-denims — инновация соединяет в себе элементы кюлотов и skinny-джинсов и изготавливается из винтажных вещей. Минимальная стоимость изделия из переработанных джинсов составляет около ₽17 194 рублей, это примерно $255 долларов США. Цены на предметы из эко-коллекций Юлии Невы, созданной на 70% из материалов, предоставленных благотворительным магазином «Спасибо», превышают ₽60 000.
«Конечная стоимость у апсайкл-изделия дороже, так как процесс создания увеличивается», — объясняет высокую стоимость изделий Юлия. — А стоимость складывается из работы людей. Процессы разнятся: когда шьют из новых материалов, обычно готовится предпроизводственный образец. По нему отшивают партию. С апсайкл-изделиями это не работает. Тут каждое изделие как образец — шьется индивидуально«.
«Такие вещи сложнее произвести», — подтверждает Ксения Шнайдер. — В процесс включаются новые этапы: подбор подходящих для переработки вещей, химчистка или стирка, распорка всех швов, ручной крой — ведь вещь собирается как пазл, и так далее. По времени такую вещь дольше делать, чем кроить джинсы «настилом»: если из новой ткани в день можно сделать 50 пар, из переработанной одежды — пять. Поэтому, если оплачивать труд человека достойно, такая одежда не будет дешевой«.
Ольга Джонстон-Антонова уверена, что те, кого удивляют цены на эко-одежду, просто избалованы масс-маркетом. «$235 — нормальная цена для человека со средним доходом, — рассуждает Джонстон-Антонова. — Ведь речь идет не о подпольном производстве, где за счет эксплуатации людей можно снизить цену. Швеи и сапожники, работающие на эко-бренды, получают оплату, и не минимальную, а адекватную и соответствующую их квалификации. К тому же, надевая эти вещи, вы приносите добро в мир. В этом и кроется дополнительная ценность!».
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Варвара Селизарова