50 регионов РФ готовы к переходу на «альтер­на­тив­ную котельную»

На «Российской энергетической неделе» (РЭН-2017) обсудили ход мероприятий в рамках подготовительного этапа реформы системы теплоснабжения, предусматривающей переход от государственного регулирования тарифов к долгосрочным договорным ценам на тепловую энергию. Сейчас реформа нуждается в полном законодательном обеспечении. В том, что она может дать отрасли и людям — разбирался +1.

Международный форум «Российская энергетическая неделя»

Суть реформы

Изменения в Федеральном законе «О теплоснабжении» предполагают полную трансформацию рынка. Действующие нормы не гарантируют инвесторам возможность закладывать вложенные средства в тариф и отбивать их в запланированные сроки. Из-за этого сети изнашиваются, инфраструктура ветшает, а отрасль не приносит прибыль и не работает как бизнес. Ожидается, что «альтернативная котельная» привлечет 2,5 триллиона рублей инвестиций в теплоснабжение. Реформа обеспечит увеличение ВВП на 600 млрд рублей и позволит создать 35 тысяч новых рабочих мест.

Эксплуатация старых сетей сопряжена с авариями и перебоями с теплом, с долгами поставщика перед ресурсоснабжающей организацией. Инвесторы не только возьмут на себя роль «ремонтника» — теперь цены получится регулировать предсказуемо. Бизнес займет клиентоориентированную позицию и будет заинтересован в повышении собственной эффективности.

Все тарифы продавцов тепла и сетевых компаний сейчас регулирует государство. При новой модели все будет иначе. Тариф будет определяться соглашением сторон по предельному уровню цены на тепло для конечного потребителя — то есть стоимости гигакалории, при которой он сможет отказаться от центрального теплоснабжения и перейти на другую котельную.

Появятся ценовые зоны, внутри которых за тарифы будет отвечать ЕТО (единая теплоснабжающая организация). Это не означает, что цены уменьшатся, но они будут прозрачно отрегулированы, а средства будут уходить на конкретные действия — модернизацию теплосетей и обеспечение стабильности работы. Проще говоря, платить нужно будет или за строительство нового источника тепла, или за модернизацию старого. Каждый гражданин сможет посчитать для себя тариф по «альтернативной котельной», а бизнес почувствует отдачу от своих инвестиций и сможет их окупить.

Подорожает ли тепло — большой вопрос. Минэнерго обещает, что резкого скачка не будет, но окончательный результат будет определяться особенностями конкретных регионов и объемами инвестирования в каждом из них. Как отметил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, 20% потребителей вообще не почувствует разницы, на 40% скажется инфляция и рост составит 1–2%, и лишь 3–4% получат повышение более 10%. Предполагается, что наибольший рост тарифов будет фиксироваться в первые годы после модернизации, после чего снизится.

Государство из новой схемы полностью не уходит: оно будет утверждать правила подключения к системам теплоснабжения и определять предельный уровень цены на тепло.

Ждем закона

Переход на «альтернативную котельную» — дело добровольное для каждого региона. Однако еще при обсуждении закона его поддержало более пятидесяти субъектов федерации. Сейчас готовится финальный пакет документов, который регламентирует четкую схему перехода на новую систему.

«Первый блок — это пакет документов, который будет регулировать нормативную базу по расчету цены „альтернативной котельной“. А второй блок документов будет регулировать деятельность единой теплоснабжающей организации на рынке теплоснабжения. (...) Третий блок регламентирует деятельность органов власти субъектов РФ и муниципалитетов по утверждению собственно тех самых уровней цен на тепло и соглашения, которое должно возникнуть между единой теплоснабжающей организацией и органами местного самоуправления», — объяснил замгендиректора ПАО «Т Плюс» Роман Нижанковский.

Итоговые положения помогут местным властям подсчитать стоимость перехода на новую модель. Четкое законодательное регулирование позволит рационально выстроить отношения между субъектами, ЕТО, местной властью и бизнесом, который займется модернизацией теплосетей.

Пример реализации

С учетом заложенного в реформу принципа добровольности, пилотного проекта по переходу на «альтернативную котельную» не предусматривалось. Но он все-таки возник. Им стал город Рубцовск Алтайского края.

Чиновники считают, что его опыт можно распространить и на другие проблемные малые города и регионы. Решение об имплементации реформы может поспособствовать притоку инвестиций.

Из-за износа оборудования и нехватки топлива и ресурсов Рубцовск в 2016 году рисковал замерзнуть. Дома в буквальном смысле было нечем топить. «Утром мы думали, где взять уголь, а вечером — где взять деньги за уголь», — рассказал на РЭН-2017 глава администрации города Дмитрий Фельдман.

Город, оказавшись в экстренной ситуации, принял решение о переводе потребителей на мощности Южной тепловой станции. При этом городские власти приняли решение о закрытии Рубцовской ТЭЦ, поскольку она сильно устарела. Это будет сделано только после объединения сетевых контуров двух станций, для чего необходимо построить 6,3 километра трубопроводов. Еще порядка 16 километров сетей заменят на трубы большего диаметра, а мощность ЮТС увеличат.

Проект реализует «Сибирская генерирующая компания» (СГК) — в модернизацию она инвестирует порядка 1,7 миллиарда рублей. Город заключил с СГК концессионное соглашение на 15 лет — за это время вложения компании должны окупиться. Срок реализации — 2017–2018 годы. После завершения работ жители получат бесперебойное тепло.

Автор

Елена Матвеева