Сергей Попов

«Мы реализовываемся как ответственная и креативная компания»

Сергей Попов

Исполнительный директор типографии «Идея принт» Сергей Попов рассказал, как можно использовать «обрезки»

Господин Попов в интервью «+1» рассказал о вкладе типографии «Идея принт» в снижение экологического следа конференции TEDxSadovoeRing, о состоянии спроса на вторичную бумагу в России и о том, как использовать обрезки бумаги, времени, пространства и компетенций.

— Каков сейчас спрос на вторичную бумагу? Привлекает ли эта продукция дополнительных клиентов?

— Среди наших клиентов те, которые спрашивают подобную продукцию или хотят поставить значок ответственной полиграфии, составляют 5%. Остальные 95% боковым зрением видят, что у нас есть линейка вторично переработанной продукции. Это формирует положительный имидж типографии в их глазах и создает платформу для личностного, человеческого общения с заказчиком. Иногда мы продаем такой продукт специально, используем его как инструмент. Если у компании есть запрос на что-то интересное, необычное, мы предлагаем сделать ответственную продукцию, используем вторичную бумагу и соответствующий дизайн. Если не каждый второй, то каждый третий клиент принимает наше предложение. Здесь мы выступаем уже в роли миссионера, который несет эту идею и таким образом создает рынок.

— Какое место на рынке экологически ответственных закупок занимает сектор полиграфии? Каковы его перспективы?

— Пять лет назад, когда мы начали чувствовать это направление и придумали свой значок соответствия, мы искусственно выделяли эту часть рынка в отдельный сегмент — ответственная типография или эко-печать. Сейчас я не вижу никаких границ между обычной типографией и ответственной. Номенклатура у многих типографий содержит бумагу вторичной переработки. Перспективы, на мой взгляд, есть. В глобальных компаниях требование использовать ответственную полиграфию прописано на обязательном уровне. Для российского бизнеса сейчас важна цена. Вторичные бумаги могут быть нужны как элемент дизайна и стиля продукции, потому что это сейчас модно, а не потому, что бизнес компании является ответственным. Вопрос в том, что называть ответственной полиграфической продукцией? В Европе это сертифицированная бумага. Она может быть не вторичной, а первичной. Молодые красивые деревья были безжалостно вырублены, но взамен высажены новые. Во многом потенциал будет определяться бизнесом и тем, насколько он является ответственным. С другой стороны, необходимо просвещение общества. Чтобы люди могли выбирать: на этой бензоколонке я буду заправляться, а на соседней — не буду. Бензин один и тот же, но одна компания освоила месторождение и потом все бросила. А другие — каждую щепку за собой уберут, все засеют, и через пять лет экология региона восстановится. За рубежом повсеместно применяется маркировка FSC. Люди не будут покупать стул, если на нем нет этого значка. Отсутствие означает, что данный стул был произведен из нелегально завезенных вырубленных реликтовых лесов. Люди отказываются поддерживать такого производителя. А у нас знают об этом 1–2% людей, то есть этот рынок только создается. Непосредственный вклад компании «Идея принт» в развитие рынка выражен через продукцию «Экопад» в нашем магазине обрезков. Мы сейчас осознаем себя больше как социальное предприятие. Я знаю компании, где работают вегетарианцы. Они не печатают заказы для табачных компаний, для производителей колбас. У нас тоже есть внутренний кодекс: мы не печатаем продукцию, которая разжигает рознь, порнографические материалы. Иногда у нас возникают проблемы с заказчиками, если мы проявляем свою позицию.

— Что отличает вашу типографию от других, в чем заключается ваша экологическая и социальная ответственность?

— Принцип нашей работы — «ответственная печать». Для нас это бесконечный процесс непрерывного улучшения. Мы используем обрезки своей типографии, делаем из них блокноты и ручки. Сначала делали их для друзей, потом сформировалось целое направление — «Экопад». Мы создаем рабочие места, в основном для женщин, которые сидят дома с детьми. Мамы крутят ручки из обрезков бумаги, мы их покупаем и продаем на ярмарках и мероприятиях. Люди получают работу, а средства от реализации их труда идут на благотворительность. Мы воспринимаем обрезки не только как отходы бумажного производства. Это и личное время, и компетенции, которые можно использовать на благое дело. Я как дизайнер и маркетолог использую свои квалификацию и «обрезки времени». Люди, близкие по духу, приглашают нас на ярмарку, например «Душевный базар», и отдают нам свободные места — «выставочные обрезки». В типографии у нас есть отдельная линейка бумаг вторичной переработки, на которых стоит собственный значок — Greenprinter, с самолетиком. Клиенты воспринимают позитивно наше желание подчеркнуть, что продукт создан в ответственной типографии. Мы много консультируем на тему ответственной полиграфии и экологичной бумаги.

Ответственность компании зависит от того, какие задачи стоят перед бизнесом. Бывают компании, где есть корпоративная социальная ответственность, есть требования к ней, например, в отношении обязательного использования экологичной бумаги. Мы хорошо ориентированы в этих вопросах. Иногда нашими клиентами становятся воодушевленные люди, волонтеры, которые хотят пользоваться ответственной продукцией из вторичной бумаги. Для них у нас тоже есть решение.

— Как вы оцениваете ваше сотрудничество с конференцией TEDxSadovoeRing?

— Мы с удовольствием участвуем в мероприятиях TEDxSadovoeRing, нам близки по духу организаторы и их аудитория — люди думающие, которые пытаются осмыслить происходящее и проникнуть в суть вещей и явлений. У нас много заказчиков из такой среды. Нам важна обоюдная заинтересованность. Они используют нас как инструмент для решения своих задач, а мы получаем возможность быть не просто печатниками, но полноценно реализовываться как ответственная и креативная компания.