10 экоустойчивых проектов в городах мира

С 2013 года климатическая организация C40, объединяющая свыше 90 крупных городов мира, отбирает лучшие урбанистические проекты, направленные на борьбу с изменениями климата, в рамках премии C40 Cities Awards.

Проект «Модернизация Чикаго» направлен на изменение стоимости отопления и охлаждения помещений
Проект «Модернизация Чикаго» направлен на изменение стоимости отопления и охлаждения помещений
Фото: pixabay/quinntheislander

Награду за 2017 год, получившую обновленное название C40 Cities Bloomberg Philanthropies Awards, организация присуждала совместно с американским благотворительным фондом Bloomberg Philanthropies. Премию получили 10 городов в 5 номинациях, в каждой из которых — 2 победителя: один — из США и один — из другой страны.

«В наши дни мировая „философия“ должна звучать так: „Думайте локально, действуйте глобально!“ — заявила мэр Парижа и председатель C40 Анна Идальго. — Программы победителей премии C40 Cities Bloomberg Philanthropies Awards свидетельствуют о потрясающем уровне инноваций и прорывном прогрессе городов по всему миру — эти разработки помогают формировать будущее на столетие вперед. Их нужно рассматривать как модели, которым могут следовать и другие города, предпринимая все более активные действия по борьбе с глобальным потеплением».

В С40 уверены, что роль городов — решающая: на них приходятся 2/3 мирового энергопотребления и 70% выбросов CO2. 

1. Чикаго (США) — модернизация зданий

Более 70% углеродной эмиссии города связано с энергопотреблением зданий. Проект «Модернизация Чикаго» направлен, помимо прочего, на изменение стоимости отопления и охлаждения помещений. Ведь каждый год горожане и бизнес вынуждены тратить на эти цели почти $3 млрд. Городские власти в сотрудничестве с экспертами, предпринимателями и общественными организациями, включая C40 и Фонд защиты окружающей среды, модернизируют устаревшие постройки. Таких, «старше» 50 лет, в городе насчитывается 2/3, против 1/3 в среднем по стране. В планировании программы участвуют горожане. В общей сложности власти Чикаго намерены снизить углеродные выбросы на 80%, а потребление энергии на 5%. Данная программа предполагает сокращение эмиссии на 504 тыс. т, при экономии $45 млн, благодаря модернизации зданий.

2. Копенгаген (Дания) — система мониторинга энергопотребления

Фото: pixabay/FilipFilipovic

Согласно официальным планам, датская столица к 2025 г. снизит выбросы CO2 до нулевой отметки. Копенгаген, вероятно, станет первым городом с полностью централизованной системой мониторинга энергопотребления зданий. Программа Energispring («Энергетический прыжок») позволяет владельцам недвижимости обмениваться данными и передовым опытом. Организаторы устанавливают новейшее оборудование и программное обеспечение, которое позволяет ежечасно получать данные об энергопотреблении и водоснабжении в разных районах Копенгагена. Также разрабатываются единые стандарты строительства, и ведется просветительская работа.

3. Нью-Йорк (США) — замена устаревшего транспорта

Фото: pixabay/Free-Photos

Цель программы The Hunts Point Clean Truck Program (HPCTP) — избавление Южного Бронкса (а именно района Хантс-Пойнт) от переизбытка грузового транспорта. Это самая проблемная в точка в Нью-Йорке: туда ежедневно приезжают или оттуда выезжают около 15 тыс. грузовиков. Из-за значительного превышения норм содержания в воздухе твердых частиц у местных детей и пожилых жителей района уровень заболеваемости астмой вдвое выше, чем в других частях Нью-Йорка, и втрое выше, чем в среднем по США. HPCTP использует разработанную ей автоматизированную систему мониторинга, позволяющую определить, какие грузовики посещают Южный Бронкс чаще всего, — их владельцам предоставляется финансовая помощь для замены устаревшего транспорта на машины, работающие на альтернативном топливе. С 2012 г. программа компенсировала 5,291 тыс. т эмиссии CO2 в год. Инициатива помогла устранить от 80% до 95% выбросов оксида азота и мелкодисперсных частиц.

4. Дар-эс-Салам (Танзания) — скоростные автобусы

Фото: citiscope.org

Столица Танзании страдает от постоянных автомобильных пробок в центре города, которые загрязняют атмосферу и затрудняют перемещение. Инициатива The Dar Rapid Transit Project разработала новую систему транспортного сообщения. В программе, которая должна быть завершена к 2025 г., выделено 6 этапов. Пока выполнен лишь первый из них: налажено 20,9 км скоростного автобусного сообщения. В ходе следующих двух этапов будут оборудованы 19,3 км и 23,6 км. Но уже сейчас новым транспортом пользуются 200 тыс. пассажиров ежедневно.

5. Феникс (США) — программа утилизации отходов

Фото: pixabay/EvgeniT

Первоначальной целью инициативы Reimagine Phoenix было уменьшить поток мусора, поступающего на свалки, на 40% к 2020 г. Позже задачи программы расширили: организаторы планируют достичь нулевого уровня отходов к 2050 г. Пока часть мусора все же вывозится на городской полигон, власти Феникса установили там передовую систему улавливания выделяемых газов, позволившую с 2006 г. сократить выбросы на 2300 т CO2-эквивалента. На 20 га незанятой городской территории созданы предприятия по рекуперации материалов и для компостирования отходов и Комплекс ресурсных инноваций (Resource Innovation Campus). Проводится масштабная информационная работа с жителями, в которую входят семинары по правильной утилизации, экскурсии на предприятия по рекуперации материалов и создание мобильного приложения для популяризации переработки.

6. Окленд (Новая Зеландия) — поощрение за перерабатываемые отходы

Фото: pixabay/pixelia

Почти десятая часть выбросов парниковых газов в Окленде связана с мусором. В основном это метан, выделяемый гниющей на свалках органикой, которая в 2011 г. составляла половину бытовых отходов горожан. Программа Waste Management & Minimisation Plan предусматривает рекуперацию, переработку или вторичное использование 65% из них, ранее отправлявшихся на свалки. Исторически стоимость вывоза мусора в Окленде была фиксированной и включалась в сумму налога за недвижимость. Теперь же эксперты присваивают отходам разную цену в соответствии с количеством и типом. При этом услуги переработки и компостирования стали бесплатными, что должно повысить их популярность.

7. Форт-Коллинз (США) — план по снижению выбросов CO2

Форт-Коллинз
Форт-Коллинз
Фото: study.today

Это самый маленький город-финалист этого года. Он страдает из-за частых наводнений, лесных пожаров и засухи. Чтобы обезопасить Форт-Коллинз от стихийных природных явлений и сократить выбросы CO2, создан консультативный комитет, который собирается ежеквартально. Принимаемые меры поддерживает 80% горожан. К 2020 г. углеродная эмиссия в Форт-Коллинзе должна снизиться на 20% относительно уровня 2005 г., к 2030 г. — на 80%, а к 2050-му — на 100%. В 2016 г. город уже добился 28%-ного сокращения выбросов на душу населения в сравнении с 2005 г., а объемы солнечной генерации выросли в 3,5 раза относительно 2013-го. По состоянию на 2014 г. житель Форт-Коллинза потреблял почти на 28% меньше воды, чем в 2001 г. Заявленные на 2020 г. цели по разным направлениям уже выполнены более чем на 50%.

8. Мехико (Мексика) — байкшеринг

Фото: twitter.com/ecobici

В 2015 г. министерство окружающей среды Мехико одобрило долгосрочную программу по борьбе с изменениями климата на 2014-2020 гг. Эти временные рамки превышают срок полномочий действующего мэра — поэтому авторы проекта разработали механизм, гарантирующий продолжение работы после смены городской администрации. К 2020 г. Мехико должен снизить выбросы CO2 на 10 млн т. Их уже удалось уменьшить на 4,81 млн. По данным на апрель 2017 г., 23% компонентов программы успешно воплощено в жизнь, а 43% реализовано более чем наполовину. Новым сервисом байкшеринга (совместного проката велосипедов) пользуется свыше 230 тыс. человек.

9. Вашингтон (США) — новая городская инфраструктура

Фото: pixabay/12019

Власти американской столицы начали разрабатывать долгосрочный план действий в области противодействия глобальному потеплению в 2014 г., а в 2016-м его одобрила мэр города Мюриэл Баузер. Вашингтонский проект Climate Ready D.C. не имеет конечного срока реализации, что, по мнению авторов, поможет обеспечить постоянную работу в нужном направлении. Заявлено 4 долгосрочные цели: улучшить транспортную и коммунальную инфраструктуру для повышения устойчивости к стихийным природным явлениям, среди которых — жара и наводнения; модернизировать существующие здания и построить новые, энергоэффективные и климатоустойчивые; подготовить сообщества районов города к новым вызовам; разработать необходимые для этих целей законодательные нормы и системы мониторинга. Кроме того, план предусматривает развитие солнечной энергетики и повышение энергоэффективности.

10. Ухань (Китай) — зеленая набережная с дождевыми садами

Фото: pixabay/chengpeng1978

Главной целью проекта стало превращение 7,5 км набережной Янцзы из промышленной зоны, занятой грузовыми судами и песчаными карьерами, в зеленую территорию. На берегу разбили многофункциональный парк. Чтобы не допустить подтопления, чреватого накоплением загрязняющих веществ и потерями почвы, разработана передовая дренажная система, включающая технологии проницаемого мощения и дождевые сады. Созданы дополнительные 15 км дорог, закрытых для автотранспорта. В нижней части набережной предусмотрена автомобильная парковка на 2 тыс. машиномест. В рамках проекта планируют организовать 700 тыс. кв. м зеленого пространства, которые, по оценкам экспертов, будут поглощать порядка 724 т углекислого газа ежегодно, выделяя 2400 т кислорода. В долгосрочной перспективе проект укрепит устойчивость экосистемы Уханя, снижая воздействие солнечной радиации, поглощая тепло и снижая скорость зимних ветров.

Автор: Екатерина Яснопольская