Вода без посредника

Городам России нужны питьевые фонтанчики и точки наполнения многоразовых бутылок

Каждую минуту в мире продается свыше миллиона пластиковых бутылок, из них свыше 80% оказывается на свалке или в океанах. Между тем, по данным ВОЗ, 2,2 млрд человек в мире испытывают трудности с доступом к чистой питьевой воде. +1ГОРОД (Полезный город) выяснял, как связаны эти две проблемы.

Чистая питьевая вода превратилась в товар, в цену на который входит и цена упаковки. Стеклянные бутылки не стали частью прошлого, но попадаются на полках магазинов значительно реже пластиковых. Если говорить о массовом рынке, то в стекло чаще разливают пиво и сладкие напитки, а воду — в ПЭТ.

Как отмечается в материале журналиста Саймона Асборна для The Guardian, литр водопроводной воды стоит полпенни, а цена литра бутилированной нередко превышает фунт, особенно если речь идет о чем-то «изысканном».

Примечательно, что вода в бутылках, вопреки стереотипу, зачастую не лучше той, что течет из крана у нас на кухне: «артезианская вода» нередко на самом деле разливается из водопровода. Исследования Росконтроля показали: многие известные марки превышают установленные нормы по нитратам, нитритам и микроорганизмам, а у других оказались нарушены нормы минерализации. Получается, существенная выгода от такой воды одна: ее можно взять с собой на прогулку, тренировку, занятия или пикник.

Люди, желающие сократить использование пластика, нередко отказываются от бутилированной воды и переходят на многоразовые бутылки, а значит, нуждаются в возможности регулярно пополнять свои запасы, и не только дома. Экологически ответственное поведение нуждается в инфраструктуре, а значит, чтобы поощрять использование многоразовых бутылок, городам нужна обширная сеть питьевых фонтанчиков или других мест, где можно попить бесплатно или наполнить бутылку. В России они встречаются пока что редко.

Однако подобные проблемы характерны не только для нашей страны. Например, было подсчитано, что в Европейском Союзе около 23 млн человек не имеют доступа к централизованному водоснабжению, а в Великобритании школьники могут проводить до 18 часов без питья воды, что отрицательно сказывается на их здоровье. Правила, принятые в 2018 году, требуют, чтобы государства-члены ЕС улучшали доступ к питьевой воде для всех граждан, особенно для уязвимых и маргинальных групп. На практике это означает, что необходимо установить оборудование в публичных местах, административных и общественных зданиях, повышать информирование.

«Улучшая качество водопроводной воды, мы можем добиться существенного сокращения использования пластиковых бутылок», — пояснил первый зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс, добавив, что снижение может составить 17%. Кафе и рестораны будут поощрять к тому, чтобы воду из-под крана подавали посетителям бесплатно.

Сегодня в России все же появляются кулеры, где можно утолить жажду или наполнить бутылку — в административных зданиях крупных городов, муниципальных библиотеках, спортивных клубах. Питьевые фонтанчики есть и в шести московских парках: Музеоне, Горького, Сокольниках, Кузьминках, Садовниках и Саду им. Баумана. Однако дальнейшее распространение таких фонтанчиков по городу было приостановлено в связи с отсутствием нормативов и гигиенических требований к их работе. Из московских родников только «Лебедь» в Покровском-Стрешнево признан пригодным для питья.

Для точек общественного питания в России бесплатная вода все еще редкость, но ситуация меняется в лучшую сторону. Мотивация кафе и ресторанов — продемонстрировать дружелюбие, поддержать социальную или экологическую программу, сделать так, чтобы посетителям хотелось возвращаться. Сетевые кафе, такие как «Кофе Хауз» и «Старбакс», как правило, поддерживают изнуренного жаждой путника.

Стоит упоминания и движение Kid-Friendly, объединяющее организации и общественные пространства в разных городах. Это кафе и рестораны, отделения банков, центры семейного досуга, спортивные клубы, которые решили содействовать созданию среды, комфортной для самых маленьких горожан. Здесь, в том числе бесплатно, нальют воды детям, а некоторые точки — например, кофейни сети «Даблби» — не откажут и взрослым.

Другая инициатива — «Refill/Наполним заново», которую поддержали около 40 организаций в Санкт-Петербурге, выдвинув девиз: «Забота вместо пластика». Они позволяют каждому пополнить свой запас питьевой воды, поощряя тем самым использование многоразовых бутылок.

«Мы хотим быть включенными в экодвижение в стране, в мире. Поэтому мы присоединились к акции. Клиенты нашей кофейни, а большинство из них — постоянные, знают о ней и часто просят наполнить водой бутылки. Информируем клиентов мы чаще всего устно при заказе кофе, однако этого недостаточно», — отмечает совладелец питерского кафе Pinscher Coffee Алия Ракишева. К слову, если клиент пришел с питомцем, миску свежей воды нальют и животному.

«Для нас очень важно, чтобы городское пространство было максимально удобно для горожан. Поэтому мы не задумываясь присоединились к инициативе "Наполни заново". Для того чтобы люди могли узнать о том, что у нас можно попить воды, мы повесили специальные наклейки на двери магазинов, а также рассказываем об этом в социальных сетях, — заявляет Ксения Чепига, руководитель PR-службы сети благотворительных магазинов "Спасибо". — Безусловно, это влияет на лояльность, но оценить в показателях, насколько, нельзя. Мы вообще стремимся сделать наши магазины максимально комфортными. К нам можно на роликах и с собаками. Если посетитель придет с мороженым или напитком, мы его не выгоним».

Стоит добавить, что для путешественников, не желающих покупать бутилированную воду, созданы мобильные приложения Tap и Refill, помогающие обнаружить на карте ближайшее место, где можно пополнить свой запас. У Tap таких точки в Москве две: рестораны Shake Shack на Арбате и в ТРЦ «Авиапарк» на Ходынском бульваре.

Уйдет ли в прошлое бутилированная вода, если инфраструктура для бесплатного питья и продажа напитков на разлив станут широко распространены? Скорее всего, нет: люди еще долго будут покупать воду — например, для пикников или массовых мероприятий или для дома, если вода из-под крана им не по вкусу. Но, скорее всего, это будут большие емкости по нескольку литров. Возможно, производители напитков приспособятся к новым реалиям, продавая «съедобную воду» в капсулах, ароматизаторы для воды в многоразовых бутылках и напитки в тару покупателя. С учетом моды на ЗОЖ вырастет спрос на витаминизированные воды, так что у компаний есть все шансы не утратить свои позиции перед лицом водопровода.

Автор

Людмила Брус