Бодипозитив

Бодипозитив (body positivity) — социальное течение, основанное на идее позитивного отношения к телу и внешности, своим и окружающих, независимо от телосложения, веса, пропорций, ухоженности, проявления возрастных изменений и прочих индивидуальных различий.

Зачем нужен бодипозитив

Люди, чья внешность по каким-либо причинам не соответствует принятой в обществе «норме», как правило, испытывают на себе социальное давление в разных формах — от травли и насмешек в школе, например из-за нарушения пигментации кожи, до неуверенности в себе из-за веса или пропорций.

В обществе распространено ложное убеждение, что «неидеальная» фигура — результат недостаточной работы над собой, лени, проблем со здоровьем и так далее. Патриархальная культура диктует, что мужчины должны быть мощными и сильными, а женщины — хрупкими и слабыми.

Ежедневно люди видят изображения актеров кино и моделей, идеальные тела и лица которых чаще всего не похожи на их собственные из-за ретуши. Попытки соответствовать таким стандартам красоты наносят вред как психическому, так и физическому здоровью, например, становясь причиной тревожно-депрессивных симптомов или пищевых расстройств.

Сторонники бодипозитива осуждают любую дискриминацию, связанную с параметрами тела и внешности, их ключевая идея — любить и принимать свое тело, не пытаясь его изменить ради соответствия навязываемым обществом стандартам и идеалам, и аналогично относиться ко внешности всех остальных людей.

История бодипозитива

Историческим предшественником бодипозитива стало движение за дестигматизацию и принятие полноты (The fat acceptance movement), зародившееся в США в конце 1960-х годов. Период с начала основания этого движения до конца 1980-х называют «бодипозитивом первой волны». Чтобы привлечь широкое общественное внимание к проблеме дискриминации полных людей, сторонники The fat acceptance movement устраивали демонстрации и объединялись в некоммерческие организации, первой из них стала National Association to Advance Fat Acceptance (NAAFA).

Современный бодипозитив гораздо шире — наряду с полнотой он учит принимать и худобу, а также любые другие особенности и отличия. Появился он в 1996-м, когда две американки — психотерапевт Элизабет Скотт и активистка Конни Собчак — создали организацию The Body Positive. Их целью было развить сообщество, предлагающее «свободу от тисков общественного мнения, заставляющего людей постоянно бороться с собственным телом». Основательницы организации до сих пор читают лекции, проводят семинары и пишут книги, в которых учат людей принимать себя и не поддаваться общественному давлению.

С развитием социальных сетей в 2010-х бодипозитив набрал огромную популярность. Сегодня в результате его широкого распространения модели с самой разной внешностью позируют как для постов в Instagram, так и для глянцевых обложек, знаменитости протестуют против ретуши и участвуют в фотосессиях без макияжа, крупнейшие производители игрушек выпускают кукол с разными формами, а в некоторых странах закон обязывает сопровождать коммерческие отретушированные фотографии соответствующим предупреждением.