Красавица или живой труп? Plus-one.ru попытался выяснить, стоит ли следовать канонам красоты, жертвуя здоровьем, и как избежать «ловушек» на этом пути.
Каждый пятый больной анорексией заканчивает жизнь самоубийством, а почти половина людей, страдающих этим недугом, подвержена депрессии и психическим расстройствам.
Официальная медицина говорит о том, что к анорексии есть генетическая предрасположенность (до 80%), имея в виду определенные типы врожденной психической конституции, благодаря которым человек попадает в группу риска. Одновременно психиатры — а именно они лечат тяжелые расстройства пищевого поведения — едины во мнении, что нервная анорексия характерна для определенной эпохи и культурного уровня.
В 60-ые годы прошлого века врачи забили тревогу, фиксируя «аноректический взрыв» и настоящий бум таких пациентов, что напрямую связали с влиянием социума. Именно тогда в мир вернулись образы из Средневековья, где процветал культ аскетизма, а возможно — и из XIX века с его утонченными великосветскими барышнями, падающими в обморок по любому поводу. Одним словом, в модной индустрии среди девушек «с формами» появилась первая модель-худышка, британка Лесли Хорнби, известная как Твигги (от англ. twig — тростинка). Вслед за ней кумиром стала Одри Хепберн, тоже худая от природы. Идеальное женское тело стало терять вес, а число юных женщин и девочек-подростков с навязчивой идеей похудеть любой ценой стремительно росло.
В России нет статистики по числу больных анорексией, так же как и по нарушениям пищевого поведения в целом. Однако в других странах подсчеты ведутся. В США это 30 млн человек, в Великобритании — 1,6 млн, а всего в мире насчитывается до 70 млн.
Раньше полагали, что навязчивое снижение веса является уделом исключительно женского пола, но сейчас уже 10% людей, которых «зацепила» анорексия, составляют мужчины. Они же входят в группу риска, о которой заговорили в 2000-х годах.
Спортивная анорексия, или аnorexia athletica, стала новой социальной разновидностью заболевания. Плавание, прыжки с трамплина, бокс, марафон, академическая гребля, конный спорт требуют от атлетов жесткого соблюдения параметров веса, поскольку здесь «легкость» тела влияет на результат. Именно в этих видах часто фиксируют случаи анорексического расстройства. В своей болезни откровенно признавались титулованные гимнастки — например, девятикратная олимпийская чемпионка Надя Комэнеч — и известные фигуристки — американка Джейми Сильверштейн, олимпийская чемпионка Юлия Липницкая, и многие другие спортсменки.
После того, как были зафиксированы вопиющие случаи смерти истощенных моделей прямо на подиуме, мир моды и поп-культуры объединился в борьбе против расстройств пищевого поведения. Ведущие Дома запретили слишком худым манекенщицам участвовать в показах и фотосессиях. В ряде стран ограничения по приему на работу были введены на государственном уровне: так сделали во Франции, Израиле, Испании. В Италии обществу была представлена шокирующая кампания против анорексии No Anorexia, показавшая в буквальном смысле ее истинное лицо. Снявшаяся для рекламных плакатов француженка Изабель Каро боролась с болезнью 15 лет и умерла, не дожив до 30-ти. В России о проблеме заговорили на федеральных каналах, социальные сети отреагировали пабликами, продвигающими бодипозитив как принцип жизни: «мое тело — мое дело». Родственники заболевших узнали, что должны принимать самое активное участие в лечении своих близких.
Однако люди, страдающие анорексией, прилагают максимум усилий, чтобы скрыть особенности своей «диеты» от окружающих. И вполне успешно: нередко семья узнает о болезни уже в момент ее разгара. Тем не менее есть косвенные признаки, которые помогают распознать расстройство пищевого поведения:
Ваш ребенок или близкий человек все время мерзнет, носит мешковатую одежду и выглядит похудевшим;
Исключает из рациона все больше продуктов и часто — группами, например, «не ем мясное, молочное, мучное».
Во время совместной еды часто отлучается в туалет или в другую комнату (чтобы вызвать рвоту);
Вы замечаете у него изменения настроения и признаки депрессии;
Он слишком активно и часто занимается спортом.
К сожалению, анорексия очень трудно поддается «воздействию». Этот процесс предполагает годы, если не десятилетия терапии и работы с психологами, при том что выздоравливает лишь каждый третий пациент. И только после 20 лет непрестанного врачебного контроля число справившихся с болезнью составляет чуть больше половины (63%).
Лечение анорексии состоит из множества этапов, которые включают в себя работу с психологами, амбулаторное или стационарное лечение, лекарственную терапию. Также практически обязательным условием является семейная терапия, которая способствует быстрому выздоровлению и позволяет и справиться со спровоцированными заболеванием близкого человека эмоциональными нарушениями у всех членов семьи. За советом, как действовать на первых порах, можно обратиться в бесплатные центры психологической помощи. В Москве одной из таких организаций является Московская служба психологической помощи.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Материал подготовила
Редакция Plus-one.ru