Гринвошинг

Гринвошинг (Greenwashing) — это безосновательное позиционирование компании, товара или услуги на рынке в качестве «экологичных». Термин образован от слов green (англ. зеленый, экологичный) и whitewashing (англ. отбеливание, в значении «отбеливание репутации»).

Когда появился гринвошинг

В середине 1980-х нефтяная компания Chevron провела рекламную кампанию под названием People Do («Люди делают»). Ролики должны были убедить общество экологических добродетелях Chevron, показывая, как она защищает бабочек и морских черепах.

Рекламные ролики были очень эффективными — в 1990 году они выиграли рекламную премию Effie и даже изучались в Гарвардской школе бизнеса. Защитники окружающей среды объявили их золотым стандартом «гринвошинга» — корпоративной практики придания своей продукции «эко»-статуса с сомнительными основаниями.

Как распознать гринвошинг

Это, говоря простым языком, любые трюки, которые приводят к тому, что у потребителя складывается ложное представление об экологичности продукта (бренда и т.д.).

Само слово «гринвошинг» придумал американский биолог и эколог-активист Джей Вестервельд (Jay Westerveld) в 1986 году. Он употребил его по отношению к отелям, призывавшим своих постояльцев отказаться от частой смены полотенец и постельного белья ради заботы об окружающей среде. Все это, посчитал Вестервельд, не приносило реальной экологической пользы, а лишь сокращало издержки на обслуживание номеров.

Около 58% «экологических» утверждений брендов содержит как минимум одну ложь, предупреждает Роспотребнадзор.

Это означает, что не всегда, когда вы читаете на упаковке слова «растительная», «натуральная», «созданная природой» и так далее — это не обязывает товар действительно быть таким. Ни в России, ни во всём мире не существует законодательно принятых определений, что эко-продукция, а что — нет. Приметы гринвошинга:

1

Например, зелёный цвет упаковки плюс надписи «фитотерапия», «природная» и т.д. ассоциируются с экологичностью и натуральностью продукта;

2

Когда на упаковке ставятся такие слова, как натуральный, Natural, БИО, растительный и т.д. Не обязательно все продукты с этими надписями — жертвы гринвошинга, но это и не значит, что если на продукте такая надпись, то его состав будет на 100% органический или натуральный;

3

Ссылка на растительные компоненты — «на основе трав», «живая косметика» и т.д;

4

Заявление об экологичности может быть правдивым, но совершенно бесполезным для потребителя. Например, на растительном масле любят писать, что оно «не содержит холестерина». Это рекламный трюк: холестерин вообще никогда не содержится в растительных маслах, он есть только в продуктах животного происхождения;

5

Сертификат «Natural Care» совершенно ничего не означает, это «сертификат», придуманный самим брендом.