Идеи бодипозитива становятся все популярнее: на обложках глянцевых журналов теперь можно увидеть моделей с разными формами, знаменитости участвуют в фотосессиях без макияжа и ретуши, а во Франции закон обязывает сопровождать коммерческие фотографии, подвергшиеся обработке, соответствующим предупреждением. Само движение при этом вызывает много вопросов и сомнений: его осуждают за пропаганду нездорового образа жизни, приравнивают к радикальному феминизму, считают оправданием для полных людей, которые ленятся заниматься собой. Какие идеи и ценности лежат в основе движения и что значит быть бодипозитивным, разбирается +1.
Борьба с дискриминацией полных людей — важная часть бодипозитива. Полные люди действительно часто встречают неприятие и осуждение: их проблемы со здоровьем принято списывать на вес, взрослые с «лишним» весом часто сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте, а дети — с травлей в школе.
Однако сводить бодипозитив к принятию полноты неверно, его идеи — шире.
Осуждение худобы противоречит идеям бодипозитива, как и осуждение полноты. «Все тела одинаково хороши» — один из пяти аспектов бодипозитива, и это не только про вес, но и про наличие или отсутствие волос на теле, цвет кожи, особенности пигментации, акне, целлюлит и растяжки, физические недостатки и возможности здоровья.
Идеи бодипозитива отвечают ценностям феминизма. Женскую красоту в патриархальной культуре оценивают с точки зрения сексуальной привлекательности для мужчины. К женщине предъявляют гораздо больше требований: по сути, красота становится ее работой и требует вложения немалых временных и финансовых ресурсов (то, что писательница Наоми Вульф в своей книге «Миф о красоте» называет «профессиональной квалификацией красоты»). Небритые подмышки — проявление борьбы с навязанными стандартами, в соответствии с которыми женщина должна скрывать волосы на теле, как нечто грязное и постыдное.
Идеалы красоты навязываются и женщинам, и мужчинам, но порождает их во многом патриархальная система ценностей. Так, мужчине в ней предписывается быть физически сильным, а женщине — хрупкой и слабой. Следуя этим стереотипам, мужчины стремятся быть крупнее, а женщины — стройнее.
Неприятие полноты часто оправдывают заботой о здоровье, а фэтшейминг (действия или высказывания, которые унижают, высмеивают или оскорбляют человека или группу людей за полноту. — Прим. +1) — попытками мотивировать человека заниматься спортом. На деле вес, физическая активность и здоровье не всегда имеют прямую взаимосвязь. Занятия спортом не обязательно ведут к снижению веса. Индекс массы тела (ИМТ), основанный на соотношении роста и веса человека, очень неточный показатель. Он не учитывает такие факторы, как соотношение жировой и мышечной ткани, плотность костной ткани, общую конституцию тела, расовую и половую принадлежность. Так, 84% мужчин с излишним весом по классификации ИМТ имеют здоровый метаболизм.
Попытки соответствовать стандартам красоты, наоборот, могут навредить как физическому, так и психическому здоровью. Например, это важный (хотя и не единственный) фактор развития пищевых расстройств. Связанные с диетами и процессом похудения разочарование и снижение самооценки могут привести к появлению тревожно-депрессивных симптомов. Однако достигнут ли эти проявления степени выраженности расстройства, определяют генетический профиль и история жизни конкретного человека.
В современной диетической культуре распространено убеждение, что «неидеальная» фигура — следствие недостаточной работы над собой. Вот что говорит об этом клинический психолог Юлия Лапина в своей книге «Тело, еда, секс и тревога. Что беспокоит современную женщину»: «Диетическая культура основана на идеологии, что быть худым — это с моральной точки зрения хорошо, а быть толстым — плохо. Если ты полный — это твой личный провал, означающий, что ты не следишь за собой, что ты ленив и наверняка болен. А если ты стройный — значит ты здоров, у тебя высокий уровень самодисциплины, ты организованный, надежный человек, заслуживающий доверия».
Обвинять людей в недостаточной работе над своей внешностью неправильно по многим причинам. Во-первых, идеальных тел, изображенных на страницах журналов, в рекламе и соцсетях, не существует в реальности. Отсутствие пор, идеально упругая и гладкая кожа, нереалистичные пропорции тела — это результат ретуширования, против которого сегодня выступают многие знаменитости. Во-вторых, чтобы соответствовать жестким стандартам красоты, нужно много временных и финансовых ресурсов, которые есть далеко не у всех. Наконец, на конституцию тела могут влиять генетика, образ жизни матери во время беременности, способ родоразрешения, состояние здоровья, прием медикаментов и множество других факторов.
Ежедневно люди видят изображения других людей, внешность которых чаще всего не похожа на их собственную. Разница между реальными женщинами и их репрезентацией в медиа только растет. И хотя нереалистично отретушированные фотографии все чаще подвергаются критике, а в некоторых странах этот вопрос поднимается на законодательном уровне, опрос, проведенный исследователями из Уорикского университета в Великобритании, показывает, что четыре из десяти человек не замечают признаков ретуши на фото. Сравнивая свое тело с телами моделей, люди чувствуют себя несчастными.
Примером того, как медиа влияют на восприятие нами своей внешности, может стать исследование, проведенное на Фиджи. Там традиционно красивыми считались полные женщины. Однако когда в стране впервые появилось телевидение, вместе с ним пришли расстройства пищевого поведения и недовольство своим телом. В 1995 году, месяц спустя после появления телевидения, 3% опрошенных девочек сообщили о том, что вызывают у себя рвоту, чтобы похудеть, в 1998 году этот показатель увеличился до 15%, а 69% опрошенных сообщили, что пробовали сидеть на диете. Девочки, которые смотрели телевизор как минимум три раза в неделю, на 50% чаще описывали себя как «слишком толстых и больших» и на 30% чаще садились на диету, чем те, кто смотрел телевизор реже.
Можно, например, контролировать свою ленту в Instagram и других соцсетях. Просмотр бодипозитивного контента может положительно влиять на восприятие своего тела.
«Существующий рынок не готов заниматься изменением сознания, поэтому нападать на создаваемые им образы — значит тратить силы впустую. Но пусть мы не можем повлиять на сами образы, зато мы можем лишить их силы. Мы можем отвернуться от них, начать смотреть друг на друга и находить альтернативные образы красоты в женской субкультуре», — пишет Наоми Вульф в книге «Миф о красоте». Важно также перестать поддерживать диетическую культуру: пресекать так называемые «толстые разговоры»: не участвовать в обсуждении диет, того, кто на сколько поправился или похудел, какая пища способствует похудению, а какая — «вредна». Исследования показывают, что даже сам факт осуждения культа худобы снижает риск развития пищевых расстройств.
За помощь в подготовке материала благодарим врача-психотерапевта, специалиста в области расстройств пищевого поведения Ирину Махортову.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анастасия Кокоурова