Восемь целей «Оскара»

9 февраля в Лос-Анджелесе пройдет 92-я церемония вручения премии «Оскар». Plus-one.ru попытался разобраться, о чем рассказывают девять картин, представленные в номинации «Лучший фильм года», и насколько они отвечают целям устойчивого развития человечества.

Фото: iStock.com

«Кролик Джоджо»

События этой драмы с элементами комедии разворачиваются в Германии во время Второй мировой войны. Десятилетний немецкий мальчик Джоджо дружит с воображаемым другом Адольфом, рьяно учится выговаривать нацистское приветствие и уверен, что евреи общаются телепатически и спят, как летучие мыши, вверх ногами. Джоджо свято верит в «светлые» идеалы национал-социализма, пока не обнаруживает, что его мама (Скарлетт Йоханссон) прячет в доме еврейскую девочку. Мир Джоджо рушится, а взамен появляется новый, в котором есть место не только евреям, но и любви.

Фильм новозеландского режиссера Тайки Вайтити показывает, как создается образ врага, высмеивает тоталитарные режимы и людей, которые бездумно поддаются даже самым бесчеловечным идеологиям. Картина является хорошей прививкой от пропаганды и фейков, которыми нашпиговано информационное пространство, и соответствует 16-й цели устойчивого развития ООН. Она направлена на достижение мира во всем мире, обеспечение правосудия для всех и создание эффективных институтов, ставящих во главу угла человека, а не интересы политиков и корпораций.

«Джокер»

Драма Тодда Филлипса лишь отчасти пересекается с классической историей «Бэтмена», где Джокер, злодей без прошлого и будущего, необходим лишь в качестве антагониста Брюса Уэйна. Здесь Джокер — самодостаточный персонаж, чья судьба далека от представлений о героях комиксов DC. Клоун Артур Флек (Хоакин Феникс) вырос в грязном и гнетущем Готэме, он страдает от психического расстройства, живет в бедности с больной на всю голову матерью.

Воспитанный в атмосфере жестокости и упадка, сквозь череду ужасающих событий, главный герой фильма приходит к неожиданному прозрению — освобождению через познание темной стороны себя. «Он воплощает народные чаяния, он кумир миллионов — воплощенная анархия и свобода от удушающих иерархий. Его чернейшее чувство юмора (куда там серьезничающему Бэтмену!), его беспринципность и безжалостность, его чистая беспримесная ненависть к власть имущим отзовутся в сердце и памяти многих», — пишет кинокритик Антон Долин. В эпоху безжалостной глобализации, капитализма и природных катастроф Джокер становится голосом всех незащищенных, брошенных и угнетенных. Фильм словно бы отражает запрос на перемены, новые правила игры и новых героев, воплощением которых являются такие персонажи, как Дональд Трамп, Владимир Зеленский, Юрий Дудь, Фараон, Билли Айлиш и другие. Лента затрагивает вопросы десятой цели устойчивого развития ООН «Уменьшение неравенства».

«1917»

Военная драма, снятая по воспоминаниям ветерана Первой мировой войны, деда режиссера Сэма Мендеса. Двум молодым солдатам, только попавшим на фронт, поручили выполнить задание, которое должно спасти жизни более полутора тысяч солдат. Мендесу удалось создать иллюзию съемки одним кадром: благодаря технологиям все монтажные склейки остались спрятанными от зрителя. В фильме нет рефлексии о жизни и смерти, монологов об ужасах войны или изощренных спецэффектов, но именно отсутствие пафоса позволяет прочувствовать войну на уровне интуиции и инстинктов. Идея фильма соответствует цели 16 «Мир, правосудие, эффективные институты».

«Однажды в... Голливуде»

В основу фильма режиссер Квентин Тарантино заложил реальную историю всемирно известного серийного убийцы Чарльза Мэнсона и его секты «Семья», которая в 1969 году совершила ряд громких убийств. Каркасом сюжета стали взаимоотношения беззаботного каскадера Клиффа Бута (Брэд Питт) и актера Рика Далтона (Леонардо Ди Каприо), возрастного, депрессивного и истощенного стандартами рекламы и киноиндустрии. Критики называют фильм реквиемом Тарантино по ушедшей эпохе, когда харассмент и эйджизм в Голливуде были обычным делом, а кокаин в гримерках сыпался так же часто, как февральский снег. Но давайте попробуем посмотреть на сюжет фильма под другим углом.

Если вынести за скобки страсть к насилию и жестоким убийствам, «Семья» — идеальное устойчивое сообщество: жизнь в единстве с природой, одежда из натуральных материалов, фермерское хозяйство, лошади вместо автомобилей, борьба с капитализмом. В Америке 1960-х, где происходит действие фильма, такие предпочтения и взгляды были свойственны движению хиппи. Эти же ценности популярны и сегодня, а локальные сообщества играют важную роль в осуществлении 11-й цели ООН «Устойчивые города и населенные пункты».

«Ирландец»

3,5-часовую драму Мартина Скорсезе нарекли главным проектом Netflix 2019 года. В фильме задействован по-настоящему звездный состав — Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши. Чтобы показать героев в разные периоды времени, Скорсезе испытал на ветеранах Голливуда сверхдорогие технологии цифрового омоложения, которые обычно используют в кино про супергероев. Фильм снят по книге «Я слышал, ты красишь стены», где рассказывается реальная история Фрэнка «Ирландца» Ширана, преступника и водителя грузовика. Фрэнк стал главой профсоюза перевозчиков, благодаря верной службе итало-американской мафии Буфалино, на счету которой десятки убитых, влияние на президентские выборы в США и участие в попытке переворота на Кубе. В общем, смотреть нужно обязательно.

Тема профсоюзов, равно как и организованных преступных группировок, делает этот фильм соответствующим цели 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития» и обнажает проблему, которой мучились все древние философы — от Парменида до Аристотеля. Как познать мир, если каждый видит и понимает его по-своему?

«Маленькие женщины»

Восьмая экранизация знаменитого романа Луизы Мэй Олкотт, на котором выросли несколько поколений американских женщин. Фильм рассказывает о взрослении четырех сестер в период гражданской войны в США. Как отмечают критики, нарушив линейность сюжета, режиссер Грета Гервиг попыталась вдохнуть жизнь в роман 150-летней давности и показать женщин как движущую силу мирового уклада. Злая ирония в том, что хотя «Маленькие женщины» номинированы на шесть «Оскаров», самой Гервиг нет среди номинантов на лучшую режиссуру — в списке только режиссеры-мужчины.

Картина поднимает проблему, отраженную в пятой цели устойчивого развития ООН «Гендерное равенство». Она направлена на расширение прав и возможностей всех женщин и девочек по всему миру.

«Ford против Ferrari»

Спортивная драма, основанная на реальной истории, рассказывает о противостоянии двух легендарных автоконцернов в 1960-е годы. Если точнее, об американском конструкторе Кэрроле Шелби (Мэтт Деймон) и британском гонщике Кене Майлзе (Кристиан Бэйл). Они решаются бросить вызов корпорациям и создают совершенно новый автомобиль, который бы вернул Ford былую славу, стал мечтой бэби-бумеров и смог конкурировать с Ferrari на чемпионате мира во Франции в 1966-м.

Тогда Ford удалось вернуться на пьедестал. Сегодня у автопроизводителей всего мира новая головная боль — Tesla, цены на модели которой все время падают, а объемы производства стремительно растут. Это отвечает мировому тренду на экологически чистые и доступные источники энергии, отраженному в седьмой цели устойчивого развития ООН «Недорогостоящая и чистая энергия».

«Паразиты»

Семейная трагикомедия южно-корейского режиссера Пон Чух Хо о семье Ки из социальных низов, все члены которой занимаются бессмысленным трудом. Дни напролет они складывают из картона коробки для пиццы. Нищету скрашивает лишь надежда на сына, который находит работу репетитором в доме нуворишей — зеркальном отражении Ки. Сатирическая фантасмагория критикует постиндустриальное общество и заставляет зрителя шаг за шагом вместе с режиссером спускаться по спирали социального ада, пишет критик «Коммерсанта» Василий Степанов. К этому исчерпывающему описанию сложно что-то добавить.

Скажем только, что тема фильма напрямую связана с восьмой целью устойчивого развития ООН «Достойная работа и экономический рост». В бездну социального ада людей ввергает не только отсутствие заработка, но и низкая оплата труда, ведь почти половина населения планеты по-прежнему живет на $2 в день.

«Брачная история»

Режиссер Ноа Баумбак рассказывает историю разрушения молодой семьи. Актриса Николь (Скарлетт Йоханссон) осознает, что брак не позволил ей реализоваться как личности и заставил целиком предаться интересам мужа, режиссера Чарли (Адам Драйвер), и восьмилетнего ребенка. Фильм, в котором Баумбак разоблачает современный институт брака, почти полностью повторяет его собственную историю с актрисой Дженнифер Джейсон Ли. Режиссер показывает, что иногда развод, который все члены семьи переживают как трагедию, — это новое начало. Критики призывают смотреть фильм людей, которые находятся в похожей ситуации или хотят переосмыслить современный институт семьи. Лейтмотивом картины является тема гендерного равенства, отраженная в пятой цели устойчивого развития.

Çàãðóçêà...