В Бразилии выпустили справочник по обезболиванию для представителей коренных народов

Опросы показали, что почти 80% индейцев испытывают болевые ощущения, но никак их не купируют

В Бразилии провели первое научное исследование по вопросам обезболивания среди коренных народов Амазонки. Исследование провела профессор Еврейского института науки и образования Альберта Эйнштейна (IIEPAE, открыт при Еврейской больнице Альберта Эйнштейна) в Сан-Паулу Элизабет Лен среди трех коренных народов Matis, Kanamari и Marubo, проживающих в долине Джавари на границе с Перу. О работе сообщает агентство FAPESP. Основываясь на результатах работы ученые составили справочник по управлению болью.

«Все знают о том, что коренные народы способны выдержать болезненные ритуалы. Но никто до этого не изучал, как они снимают боль. Мы изучили опыт и виды терапии, которые используются, чтобы облегчить боль», — рассказала Лен о целях исследования.

За 23 дня в июне и июле 2017 г. Лен вместе с исследовательницей Элейн Барбоса де Мораес опросили 45 членов сообществ, чтобы узнать, боль какого типа они испытывают. 77,8% респондентов испытывали боль на момент опросов. В 73,2% случаев неприятные ощущения были связаны с опорно-двигательным аппаратом: в ногах (46,6%), спине (37,9%), суставах (35,5%), руках (33,3%) и брюшной полости (24,4%). 37,8% назвали боли острыми, 33,3% — умеренными и слабыми, 26,7% — не смогли ответить на вопрос.

«Мы обнаружили, что многие коренные жители испытывают болезненные ощущения, и это связано с образом жизни. Во всех трех общинах люди ежедневно работают в полях, охотятся, переносят тяжелые грузы, такие как стволы деревьев, на большие расстояния. Нагрузка на опорно-двигательный аппарат приводит к описанным типам боли», — пояснила Лен.

Исследователи также изучили лексику, которую используют коренные жители для описания боли. Чаще всего они применяют слова, означающие «колющий» или «жгущий». «Мы обнаружили, что эти люди не описывают боль эмоционально, как мы. В некоторых ситуациях мы назовем боль „ужасной“ или „страшной“, в то время как индейцы на боль не жалуются, — пояснила Лен. — Это означает, что для них боль — нечто естественное и является нормой».

Одно из возможных объяснений, почему представители коренных народов редко используют эмоциональные эпитеты для описания боли, кроется в культуре, считают исследователи. Их с детства учат управлять болью в связи с чем проводят различные ритуалы. Вследствие чего у представителей коренных народов формируется высокий болевой порог, что ограничивает диапазон эмоционального выражения боли. Другая гипотеза — аборигенам не имеет смысла жаловаться на боль, потому что им в любом случае придется охотиться, пахать землю, чтобы обеспечить себе необходимое пропитание. Но это не означает, что боль не влияет на качество жизни коренных народов, обратила внимание специалист. Более 60% опрошенных отметили, что хуже спят и выполняют бытовые обязанности. Более половины испытывают проблемы в отношениях.

Как установили исследователи, 86,% опрошенных купируют боль с помощью средств традиционной медицины: нестероидных противовоспалительных препаратов, миорелаксантов (приостанавливают сокращение мышц) и кортикостероидов (подкласс стероидных гормонов). 80% респондентов прибегали к нетрадиционной медицине: лекарствам из лесных трав и иных растений. При этом только 22,2% назвали «белую медицину» эффективной, 64,4% отдали предпочтение «индейской медицине», которая предполагает исцеление верой, пением, купанием, использованием яда насекомых и змей. Травы успешно купируют боли, по мнению 60% опрошенных.

37% опрошенных лечились самостоятельно с помощью современных препаратов. «Популярность самолечения, вероятно, связана с тем, что у них нет надлежащим образом подготовленных медицинских работников, которые могут адекватно оценить степень боли», — пояснили авторы исследования. В справочнике по обезболиванию, подготовленном учеными, собраны рекомендации по лечению с использованием средств традиционной и нетрадиционной медицины. Буклеты переведут на языки нескольких коренных народов и передадут работникам здравоохранения, волонтерам и вождям племен.