Эксперты утверждают, что свободное владение информационными технологиями — обязательная компетенция специалиста будущего. А значит, компьютерная грамотность требуется и нынешним школьникам, и их учителям. +1 представляет обзор трех онлайн-конкурсов, которые помогут им не только повысить свой уровень, но и улучшить инфраструктуру интернет-образования.
Конкурс школьных онлайн-проектов «Классный интернет» проводится компанией «Ростелеком», для которой повышение компьютерной грамотности населения — важная часть социальной ответственности. Организаторы год за годом доказывают, что Сеть может и должна стимулировать как обогащение технических знаний школьника, так и его желание развивать онлайн-среду. Учителям «Классный интернет» дает возможность реализовать свою потребность в творчестве, поделиться собственными разработками и в перспективе дорастить их до полноценного продукта. И те, и другие учатся работать единой командой.
В 2017 году состязание посвящено теме «Интернет-технологии в образовании». Участники должны представить сайты и приложения, упрощающие процесс обучения. Конкурс проводится по четырем номинациям: «Обучающие сайты», «Приложения и игры», «IT-Исследования», «Скрайбинг» (визуализация сложных смыслов простыми образами). К участию принимаются уже действующие интернет-проекты с активной гиперссылкой, работающие не менее одного года.
«Проект „Прогулки по Петербургу. Свой взгляд на город“ сначала был оформлен в виде мультимедиа презентации. По мере освоения мной и моими учениками технологий Web 2.0 и Google сервисов, пришло решение создать сайт на основе материалов, собранных нами в процессе работы над „Прогулками...“. Так появился наш сайт „Моя экскурсия“», — рассказывает победительница самого первого конкурса Алла Крутоверцева, преподаватель информатики из Санкт-Петербурга, которая с 2009 года ведет творческую группу, создающую учебные проекты.
Конкурс «Конструируй! Исследуй! Оптимизируй!» проводится с 2005 года в феврале — марте в трех возрастных категориях — для младших, средних (5–7 классы) и старших школьников. Его цель — развить интерес учащихся к точным наукам и научно-исследовательской деятельности, повысить их уровень знаний о компьютерных технологиях и о том, как они применяются в различных областях знаний. Организаторы — Институт продуктивного обучения Российской академии образования и журнал «Компьютерные инструменты в образовании».
Каждый конкурсант получает доступ в личный кабинет на сайте и три творческих задания-лаборатории, для выполнения которых участнику нужно изучать литературу, консультироваться со школьными преподавателями, задействовать изобретательность и смекалку. В отличие от привычных школьных задач здесь нет единственно верного ответа. Участники подбирают наиболее оптимальные решения в предложенной ситуации — например, создать такую схему городского освещения, при наименьшем числе фонарей будет освещена наибольшая площадь. Для самых любознательных на сайте конкурса также приводятся разборы заданий прошлых лет.
Международный конкурс для школьников и студентов проходит с 2002 года на базе Саратовского государственного технологического университета. В 2017 году в нем участвовали 5042 работы из России, Беларуси, Армении, Казахстана, Китая, Вьетнама, Германии, Чехии, Словакии, Болгарии, Финляндии, Молдовы, Украины и Пакистана, а финалистами стали 105 участников в возрасте от 7 до 25 лет.
Своими навыками на конкурсе могут блеснуть молодые веб-дизайнеры, видеографы, авторы компьютерных игр и мобильных приложений, создатели двухмерной и трехмерной анимации. Помимо 10 заочных номинаций, в рамках конкурса проводится очная олимпиада по 3D-моделированию. Как отмечает председатель экспертного совета конкурса Ольга Долинина, для многих участников «Цифровой ветер» становится путевкой в будущую профессию.
Одним из генеральных спонсоров и партнеров мероприятия выступал известный производитель компьютерной техники Hewlett-Packard. В 2017 году им стала российский разработчик ПО Bell Integrator.
«Лучшая подготовка — это обучение. Здесь не обойтись и без участия государства: придется реформировать систему образования, учебные программы, чтобы помочь школьникам расти в цифровом мире, — считает Пьеррик Дютуа, руководитель бренд-сектор компании Google в России.
«Многие должности исчезнут, но на смену им придут новые, если люди будут знать, что такое искусственный интеллект и как с ним работать. Задача правительств и бизнеса — увеличить доступ людей к информации, чтобы каждый мог стать участником цифровой революции, а не ее жертвой»
Пьеррик Дютуа, руководитель бренд-сектор компании Google в России
По оценке Минкомсвязи, опубликованной в июне 2017 года, для обеспечения технологической независимости России необходимо 1–2 млн программистов, в то время как в стране их менее полумиллиона. Компании, между тем, заявляют, что вузовская подготовка IT-специалистов отстает от реальных потребностей бизнеса, и что пришедших на работу выпускников приходится учить заново.
Автор
Людмила Брус