Своими словами. Ноам Хомский

Ноама Хомского называют отцом современной лингвистики. Он — один из самых цитируемых из ныне живущих интеллектуалов. Автор теории универсальной грамматики, согласно которой в основе всех человеческих языков лежат общие принципы, Хомский известен не только как лингвист — 91-летний ученый давно выступает за всеобщее равноправие, критикует общепринятые системы и догмы развитых стран. Plus-one.ru собрал его высказывания о постправде, угрозах эпохи антропоцена и климатической справедливости.

Ноам Хомский выступает в поддержку гражданского движения «Захвати Уолл-стрит» в 2011 году
Ноам Хомский выступает в поддержку гражданского движения «Захвати Уолл-стрит» в 2011 году
Фото: Andrew Rusk / Flickr

Свои политические взгляды Ноам Хомский впервые изложил в сборнике эссе «Американская власть и новые мандарины», опубликованном в 1969 году. В нем он описывает опыт участия в протестах против войны во Вьетнаме и критикует стремление США к господству над миром. Хомский и по сей день выступает против империализма, войн и неравного распределения ресурсов.

О правах человека в современном мире (из лекции в Лондонской школе экономики и политических наук, 19 октября 2009 года): «...по данным Продовольственной программы ООН, число голодающих выросло и сейчас составляет более миллиарда человек, потому что богатые страны резко сократили продовольственную помощь, — в приоритете у них оказалась поддержка банкиров. Oxfam (международная некоммерческая организация, деятельность которой направлена на борьбу с бедностью. — Прим. Plus-one.ru) сообщила, что 16 тыс. детей умирают каждый день от причин, связанных с голодом — это в два раза больше, чем было совершено убийств в Руанде (имеется в виду геноцид тутси в 1994 году. — Прим. Plus-one.ru) — и это только среди детей, не за сто дней, а каждый день, и это число растет. Проблема постоянно возникает даже в богатейшей стране мира, где ведутся горячие споры о том, является ли здравоохранение правом человека, в то время как 45 тысяч человек каждый год умирают из-за отсутствия страховки и неизвестно сколько — от недостаточного страхования. [...] Во всех этих случаях жизни можно спасти с помощью крошечной доли ВВП богатых стран. Вопрос в том, признают ли они право на жизнь одним из прав человека».

В 1979 году Ноам Хомский вместе с несколькими сотнями других интеллектуалов подписал петицию с требованием обеспечить право на свободу слова французскому писателю Роберу Фориссону, отрицавшему Холокост. Литератора осудили после публикации статьи в газете Le Mond, где он утверждал, что нацисты не использовали газовые камеры для убийства евреев и подвергал сомнению подлинность записей, которые вела в период нацистской оккупации Нидерландов еврейская девочка Анна Франк. Несмотря на то, что позиция Фориссона противоречила собственной позиции Хомского, ученый утверждал, что свобода выражения мнения касается всех. Это заявление вызвало многочисленные споры о том, что такое свобода слова. В июле 2020-го Хомский подписал другое коллективное письмо о справедливости и открытых дебатах.

О том, что свобода выражения касается любых взглядов (из статьи в The Nation, 28 февраля 1981 года): «Очевидно, что свобода выражения мнения (включая академическую свободу) не ограничивается взглядами, которые человек поддерживает, и что в защите этого права особенно нуждаются именно те взгляды, которые презираются и осуждаются практически всеми».

В сентябре 2020-го Хомский в соавторстве с экономистом Робертом Поллином выпустил книгу «Климатический кризис и зеленый новый курс (Climate Crisis and the Green New Deal)». В нем разбирается предложенная конгрессвумен Александрией Окасио-Кортес программа перехода США на устойчивую модель экономики, основанную на борьбе с климатическими изменениями и социальным неравенством.

Хомский высказывался об экологических проблемах и раньше. В 2017-м ученый назвал Республиканскую партию «самой опасной организацией на земле за всю историю», так как ее сторонники отрицают изменения климата, призывают добывать больше ископаемого топлива, и тем самым ставят под угрозу существование человечества.

Об угрозах эпохи антропоцена (из интервью изданию Truthout, 17 июля 2019): «Настоящее чудо, что нам удается выжить по сей день в эту ядерную эпоху. [...] Я думаю об этом почти постоянно с того мрачного дня в августе 1945 года, когда мы услышали новости о том, что ядерная бомба уничтожила Хиросиму, что потери ужасны. Помимо чудовищности самой трагедии, это был момент, когда стало ясно, что человеческий разум изобрел способ уничтожить нас всех — пусть еще не до конца, но едва ли приходилось сомневаться, что джин был выпущен из бутылки и технический прогресс доведет угрозу до конца.

Я тогда был вожатым в летнем лагере. Новости передавали утром. Все слушали — а потом вернулись к своим делам — бейсболу, плаванию, всему, что было запланировано. Я не мог в это поверить. Я был так потрясен, что просто убежал в лес и сидел в одиночестве несколько часов. [...] В 1945 году мы этого не знали, но мир тогда вступал в новую геологическую эпоху, эпоху антропоцена, в которой человеческая деятельность оказывает серьезное влияние на среду, поддерживающую жизнь».

О проблемах международной борьбы с изменением климата (из интервью изданию Vox, 21 сентября 2020 года): «Один из ключевых вопросов климатической справедливости — вопрос Глобального Юга (развивающиеся страны Африки, Латинской Америки и Азии. — Прим. Plus-one.ru). Он касается людей, которые не способствовали появлению проблемы, но страдают от нее больше, чем кто бы то ни было. [...] В Индии температура становится крайне высокой. Что ж, нужны кондиционеры. Есть дешевые кондиционеры с очень высоким уровнем загрязнения окружающей среды, а есть чуть более дорогие, но эффективные и экологичные. Сумма, которая требуется, чтобы обеспечить жителей Индии хорошими кондиционерами, практически не ощутима. Крошечная сумма оказала бы огромное влияние на жизни людей. И такие примеры сплошь и рядом».

Хомский почти 50 лет преподавал в Массачусетском технологическом институте. Все это время он критиковал образовательную систему демократических государств, называя ее «системой внушения доктрин», которая учит молодых людей послушанию, а не рефлексии и самостоятельному поиску решений проблем.

Профессор Массачусетского технологического университета Ноам Хомский в 1977 году
Профессор Массачусетского технологического университета Ноам Хомский в 1977 году
Фото: ASSOCIATED PRESS

О том, что значит быть образованным человеком (из интервью для YouTube-канала The Brainwaves Video Anthology, 26 мая 2015 года): «...куда важнее информации, которая хранится в вашей голове, знать, где искать, как искать, как задавать вопросы, как бороться, как действовать независимо, как справляться с испытаниями, которые преподносит мир и вызовами, которые бросаешь сам себе на пути самообразования, изысканий и исследований, в сотрудничестве с другими людьми. Вот что должна культивировать образовательная система с детского сада до высшей школы, что она и делает иногда в лучших проявлениях. И это то, что делает человека образованным, по крайней мере, по моим стандартам».

В интервью журналисту Владимиру Познеру лингвист признался, что не пользуется смартфоном и считает, что гаджеты влияют на психику и делают взаимоотношения между людьми поверхностными.

О роли соцсетей в социальной разобщенности (из интервью National Observer, 12 октября 2019): «Социальные сети [...] совершенно точно создают что-то вроде комнаты с эхо, что-то вроде пузыря. Люди тянутся к тому, во что верят, и не слышат другие точки зрения — а ваши собственные взгляды только укрепляются. Это приводит к почти полной невозможности взаимодействовать».

В 1988-м Ноам Хомский в соавторстве с экономистом и медиаисследователем Эдвардом Херманом выпустили книгу «Производство согласия». В ней ученые выдвинули гипотезу о том, что средства массовой информации искажают реальную картину событий и часто дают информацию, выгодную для своих владельцев и рекламодателей.

О манипуляции фактами в целях пропаганды (из интервью Pacific Standard, 12 января 2017): «История знает множество примеров цивилизаций постправды, и некоторые из них не слишком приятны. [...] Пропаганда была чрезвычайно эффективна в создании иллюзорного мира, в котором на арийскую расу нападают большевики и евреи, и только нацистская Германия спасает ее от уничтожения. Был ли это мир постправды? Ну, как и в других примерах пропаганды, как в случае любой эффективной пропаганды, там были фрагменты правды, которых оказалось достаточно для того, чтобы построить на них постправду. Среди банкиров и большевиков были евреи. Частички этой фанатичной сумасшедшей истории соответствовали действительности и, к несчастью, оказались достаточно убедительными, чтобы погрузить, быть может, самую образованную и цивилизованную часть мира в пучины варварства».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Анастасия Кокоурова