Столица изменений. Часть вторая

Парки и особо охраняемые природные территории

По данным правительства Москвы, с 2011 по 2018 годы количество парков в городе увеличилось вдвое и перевалило за 780; большинство из них расположено в шаговой доступности от жилых домов. Каждый год власти заявляют о создании еще нескольких десятков озелененных территорий. Например, в планах на 2019-й было разбить около 60 новых парков.

Зеленые насаждения появляются в городе при реализации программ благоустройства и компенсационного озеленения, направленного на замену утраченных растений. Сколько было высажено деревьев и кустарников за восемь лет, сказать трудно: в разных источниках приводятся разные оценки, но все они сходятся в том, что счет идет на миллионы.

На сайте акции «Миллион деревьев», в ходе которой озеленяются московские дворы, территории школ, детских садов, поликлиник и других социальных учреждений, говорится, что за последние годы в столице появилось более 6,5 млн деревьев и кустарников. Благодаря самой акции с 2013 года высажено свыше 2,5 млн: большинство мест и сортов растений выбрали жители с помощью проекта «Активный гражданин».

Судя по официальным данным, увеличивается число не только парков и зеленых насаждений, но и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Если в 2010 году их было 118 и они занимали площадь в 17 526 га, то сегодня их насчитывается 122, с общей площадью 17 916 га. Вместе с тем в 2018 году обследованы 87 территорий с целью придания им правового статуса ООПТ.

Следует отметить, что официальные данные подтверждаются результатами международных исследований. Так, в 2017 году компания Urban Group назвала Москву самым зеленым мегаполисом мира. По подсчетам экспертов, растительностью покрыто 54% территории столицы, что гораздо больше, чем в Мадриде, Лондоне и Риме. Этим летом самым зеленым среди 11 крупнейших мегаполисов Москву признала консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Согласно результатам исследования, более 90% москвичей располагают озелененными территориями в шаговой доступности.

Здравоохранение

В 2011 году в Москве стартовала реформа здравоохранения — после принятия федерального закона об обязательном медицинском страховании (ОМС). Целью изменений власти называли модернизацию клиник и оптимизацию бюджета на медицину. В результате реформы деньги на все расходы — зарплаты, коммунальные услуги, закупку лекарств, расходных материалов и оборудования — больницы стали получать по тарифам ОМС, а не по распределительному принципу, как раньше, рассказывал РБК заместитель главного врача по медицинской части ГКБ № 71 Константин Зверев. Больницы стали жить на то, что они заработали, а в ведении бюджета города остались капремонты, строительство и закупка дорогостоящей техники, пояснял суть реформы Леонид Печатников, на тот момент заммэра Москвы по вопросам социального развития. Сокращение числа врачей, больниц и отделений предусматривало создание программ переобучения персонала, преобразования и укрупнения медучреждений: небольшие клиники присоединяли к многопрофильным центрам.

С 2011 по 2017 годы в Москве построили 32 новых объекта здравоохранения, включая поликлиники, больничные корпуса, подстанции скорой помощи, сформировали сеть медицинских учреждений из 35 многопрофильных больниц, 13 центров специализированной помощи и 86 амбулаторных центров. Кроме того, власти закупили 122 тыс. единиц современного оборудования, в том числе 679 единиц высокотехнологичной техники (роботы, томографы и др.), сообщается на официальном сайте мэра Москвы.

Как результат, средний срок ожидания приема терапевта (педиатра) уменьшился с восьми дней в 2012 году до одного дня в 2017-м, а среднее время ожидания приема у кабинета врача за тот же период — с 30 до 11 минут. Во многом это произошло благодаря цифровизации отрасли и внедрению Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), с помощью которой можно записаться на прием к врачу онлайн. По состоянию на 2017 год, в ней состояло 9,8 млн пациентов.

Между тем в ходе проверки реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения города Москвы» Контрольно-счетная палата города установила, что количество врачей и медсестер в столице снижается каждый год. Так, если в 2014 году на 10 тыс. населения в столице приходилось 38,7 врача и 72,8 медсестры, то в 2017-м — 35,3 врача и 57,9 медсестры. Это ниже показателей установленных правительством гарантий бесплатного оказания медпомощи за 2016–2017 годы. Департамент здравоохранения столицы выступил с опровержением результатов проверки аудиторов. «Материалы содержат неполные данные и искажают действительность», — говорится в заявлении на сайте ведомства. В нем отмечается, что показатель обеспеченности медиками включает не только организации департамента: с учетом федеральных, ведомственных и частных клиник реальное число составляет 51,6 врача на 10 тыс. населения. Это значительно выше, чем предусмотрено в территориальной программе госгарантий (36,9 на 10 тыс. чел.), говорится в опровержении.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович считает, что к Москве вообще некорректно применять показатели, которые утверждены в гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи для России, аргументируя это тем, что в столице услуги здравоохранения территориально доступнее, чем в регионах страны. «Главное — это удовлетворенность пациентов и результаты работы врачей. Нельзя подходить с формальным мерилом к этому показателю», — заявила Попович.

В 2018 году Москва заняла пятое место в рейтинге эффективности организации медицинской помощи от PwC, пропустив вперед Сидней, Нью-Йорк, Сингапур и Лондон. По мнению аналитиков, российская столица далеко продвинулась в реализации концепции «здорового города», прежде всего благодаря мерам по повышению эффективности и доступности первичной и специализированной медицинской помощи, а также программе защиты окружающей среды.

Уровень обеспеченности врачами в Москве выше, чем в крупнейших мировых мегаполисах, таких как Лондон, Берлин и Токио, подсчитали в PwC. Москву и Париж исследователи приводят в качестве примеров доступности стационарной помощи. Например, ожидание операции по замене хрусталика глаза в случае катаракты в Великобритании может достигать 200 дней, а в Испании — 100. В Париже предельные сроки составляют 15 дней, а в Москве, в зависимости от типа операции и клиники, — до 20. Вместе с тем российская столица может служить примером «пациентоцентричности», говорится в отчете. В частности, это демонстрирует развитие комплексной помощи при возникновении острых сосудистых состояний (инсультной сети, в которую входят девять специализированных центров, где выполняются процедуры удаления тромбов, и 50 кабинетов вторичной профилактики инсультов), а также проект ведения пациентов с многочисленными хроническими заболеваниями (им охвачено 190 тыс. человек, прием ведут 403 врача и 404 медсестры, которым город доплачивает 20 и 10 тыс. руб. соответственно).

Еще одно любопытное исследование эффективности медицинской помощи в столице провели специалисты НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, а также Дирекции по координации деятельности медицинских организаций (оба относятся к Департаменту здравоохранения Москвы). Кроме 1737 пациентов, представляющих различные социальные группы, в опросе приняли участие 203 врача поликлиник.

Авторы отмечают, что еще 10-15 лет назад доля негативных отзывов о качестве медпомощи достигала 59-72%, а положительных — всего 20-22%. В последние же 3-4 года динамика удовлетворенности населения имеет тенденцию к росту: до 73,8 % и даже 96,5%, в зависимости от социальной группы. Негативно пациенты высказались в отношении доступности в поликлиниках врачей-специалистов (77,5%), диагностических служб (76,2%), стационара одного дня (88,4%) и госпитализации (67,6%). В качестве основных предложений по совершенствованию работы поликлиник пациенты назвали увеличение числа узких специалистов (40,2%) и нормы времени приема врача (32,1%).

Сами же врачи при оценке имеющихся проблем в первичном звене отметили необходимость повышения зарплаты (100%), увеличения времени приема каждого пациента (96,5%), снижения интенсивности труда (92,3%), а также сокращения части медицинской документации для высвобождения времени для обслуживания пациентов (88,4%).

Образование

В том же 2011 году в столице началась реформа образования. По характеру изменений она схожа с модернизацией здравоохранения тенденцией к сокращению неэффективных учреждений и укрупнению передовых, переходом на новую модель финансирования (подушевое субсидирование и ученико-часы), цифровизацией (электронные журнал, дневник, платформа аттестации).

«Школы должны крутиться вокруг ученика и конкурировать за него. Этим был обусловлен переход на нормативно-подушевое финансирование всех школ, при котором все образовательные учреждения на одного ученика стали получать одинаковую сумму», — поясняла смысл нововведений заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. На текущий момент размер финансирования для школ на одного человека составляет 125–160 тыс. руб. в год. В бюджете на 2020 год норматив увеличен до 175 тыс. руб.

В результате реформы более чем 4 тыс. небольших школ и детских садов были преобразованы в 537 образовательных комплексов, объединивших функции дошкольного, начального, основного и среднего звена. В общеобразовательных учреждениях представлены разные направления, не менее трех профилей обучения (медицинский, экономический, социально-гуманитарный, физико-математический, инженерный — на выбор), кружки дополнительного образования, в которых занимается более миллиона детей в возрасте от пяти до 18 лет. В обозримом будущем на территории комплексов планируется создавать спортивные центры с бассейнами. Всего с 2011 по 2017 годы построены 81 школа на 46,9 тыс. мест и 210 детских садов на 34,8 тыс. мест. Все новые здания приспособлены для маломобильных граждан, отмечается на сайте мэра столицы. Потребность москвичей в детских садах для детей от 2 лет 8 месяцев до 7 лет была полностью удовлетворена, цитируют Сергея Собянина «Аргументы и факты».

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев выделяет две причины бурного развития московских медицины и образования. Первая — это заметный рост финансирования. В принятом на прошлой неделе бюджете на 2020 год расходы на здравоохранение увеличиваются на 30,4% (до 701,1 млрд руб.), на образование — на 25,8% (до 415,4 млрд руб.). Следует отметить, что последняя цифра не учитывает финансирование федеральных образовательных программ или федеральных учебных заведений на территории столицы. Эксперт считает, что и в медицине, и в среднем образовании Москва пошла по пути унификации, «скорее способствующей развитию, чем ему мешающей». Поликлиники, школы и детские сады были «сведены» под единый стандарт и оснащаются одинаковым оборудованием, что позволяет экономить на масштабе. Вторая причина — в том, что в Москве рациональнее отнеслись к оптимизации здравоохранения и образования, нежели в других субъектах РФ: «предпочли экономить на управленцах, а не на специалистах». Сокращение числа школ (с 2012 года — с 1572 до 700, по данным ВШЭ), поликлиник и больниц носило формальный характер: количество мест в учреждениях, число зданий, учителей и медиков не уменьшалось.

Что касается доступности высшего образования, которое осталось за рамками реформы, то здесь ситуацию характеризует исследование ВШЭ, опубликованное в 2017 году. По соотношению мест в вузах к числу молодежи в возрасте от 17 до 25 лет Москва и Московская область (49,2%) лидируют наряду с Курской областью (49,6%). Вместе с тем столичные вузы имеют наилучшую транспортную доступность. Хуже всего обстоит дело с финансовой доступностью, которая характеризуется стоимостью обучения, тратами на жилье и расходами на проживание. Высшее образование в Москве — одно из самых дорогих в стране.

Автор:

Александр Титов