Столица изменений. Часть первая

Какие трансформации претерпела городская среда Москвы за восемь лет

Москва заняла шестое место в рейтинге лучших городов мира по версии международного агентства Resonance Consultancy. Российская столица обогнала Чикаго, Сингапур, Дубай и Сан-Франциско. В этом году исполнилось восемь лет с того момента, как в столице стартовали реформы транспорта, здравоохранения, образования, четыре года с момента запуска масштабных программ благоустройства. Как изменилась городская среда в столице? Давайте разбираться.

Многие хорошо помнят характерные черты Москвы «нулевых»: пробки и заставленные машинами улицы, обилие рекламы на фасадах зданий, многочисленные палатки и ларьки, в особенности у выходов из метро и на привокзальных площадях, очереди в поликлиники и детские сады. За последние годы Москва превратилась в современный и комфортный для жизни мегаполис. Каковы его главные признаки? Развитая городская среда. Большинство рейтингов городов учитывает такие параметры, как транспортная доступность, обеспеченность социальной инфраструктурой (больницами, школами, детскими садами и др.), экологическая ситуация. Кстати, в рейтинге Resonance Consultancy, который охватывает 100 крупнейших городов мира, наибольшее количество баллов Москве принесли факторы, связанные с городской средой. Самые лестные оценки туристов, бизнесменов, студентов и местных жителей, на мнениях которых построено исследование, получили столичные культурные объекты, исторические достопримечательности, общественные места.

Попытаемся проанализировать изменения городской среды в Москве.

Транспорт

В 2013 году российская столицазанимала первое место в мире по загруженности дорог в антирейтинге нидерландской компании TomTom, производящей GPS-навигаторы. При обильных снегопадах Москва стояла в многокилометровых заторах, а МКАД буквально застывал. Причинами пробок, наряду с радиально-кольцевой планировкой мегаполиса и колоссальной маятниковой миграцией, было признано большое количество автомобилей: российская столица с показателем 380 машин на 1 тыс. жителейзанимала второе место в мире после Нью-Йорка. Для решения транспортных проблем и уменьшения объема выбросов в атмосферу была принята новая госпрограмма «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года».

В ходе ее реализации в городе появились платные парковки (на данный момент организовано 80,8 тыс. мест таких стоянок, на которых мотоциклисты и владельцы электромобилей могут парковаться бесплатно), а на самых загруженных магистралях были созданы выделенные полосы для общественного транспорта. По данным на 2019 год, в столице действует 61 выделенная полоса общей протяженностью 346 км. Вместе с тем власти начали активно развивать и интегрировать разные виды общественного транспорта. По темпам и объемам строительства метро Москва является лидером в Европе, отмечает заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. С 2011 года в столице ввели 136,9 км линий и 73 станции метро и Московского центрального кольца (МЦК), которое запустили в сентябре 2016-го. МЦК, насчитывающее сегодня 31 станцию, синхронизировано с подземкой, имеет пересадки на радиальные направления Московской железной дороги и наземный транспорт. В 2018 году услугами МЦК пользовались примерно 350 тыс. человек в сутки (для сравнения, пассажиропоток московского метро составил более 9,2 млн в сутки). В 2015-м запустили каршеринг — сервис краткосрочной аренды автомобилей. Согласно статистике, каждый день на таких машинах совершается 80 тыс. поездок.

Параллельно с общественным транспортом в столице стали развивать велоинфраструктуру, которая связала спальные районы. Благодаря ей многие сотрудники офисов стали использовать велосипед для поездок на работу и на небольшие расстояния. Сегодня по улицам города пролегает более 90 км велодорожек и велополос, а в парках — 140 км велопешеходных и велодорожек. Система городского велопроката насчитывает 430 станций и 4120 велосипедов. Велопарковками оборудовано большинство станций метрополитена, перехватывающих парковок, школ, техникумов, вузов, театров, деловых и торговых центров. Вместе с тем в столице развивают прокат электросамокатов.

Наконец, в ноябре этого года запустили первые два Московских центральных диаметра — новые линии наземного метро. Маршрут МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» связал Смоленское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня), а МЦД-2 «Курско-Рижский» — Курское и Рижское (Нахабино — Подольск). Первые два диаметра — это 132 километра путей и 57 станций. С 19-ти из них можно сделать пересадки на метро и МЦК.

Названные выше меры дали свои результаты. В 2019 году Москва опустилась на пятую строчку антирейтинга TomTom. По сравнению с 2010-м средняя скорость движения в городе увеличилась на 18%, до 53 км/ч, рапортовал вице-мэр по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Автомобильные выбросы удалось снизить с 1 млн до 782 тыс. тонн.

Улицы

Приверженцем благоустройства действующий мэр Москвы стал, будучи губернатором Тюменской области. «Русский репортер» писал, что Сергей Собянин «превратил грязную, провинциальную, депрессивную Тюмень в мещанский, барствующий город. Да, эклектичный, да, местами до безобразия хаотичный. Но с таким уровнем жизни, что горожане недовольным гулом откликаются на малейшие признаки дискомфорта — такие, которые жители большинства российских городов и вовсе бы не заметили». При губернаторе Собянине Тюмень неоднократно становилась лауреатом конкурса «Самый благоустроенный город России».

Одной из первых инициатив нового мэра Москвы в области благоустройства стало наведение порядка в уличном ритейле. Как отмечает ТАСС, в 2010 году в столице насчитывалось порядка 20 тыс. объектов мелкорозничной торговли. В феврале 2011-го вышло постановление правительства города об их упорядочении — в нем нашлось место только для 10,5 тыс. объектов. Остальные палатки и ларьки было решено ликвидировать. Право работать в установленных городом торговых точках стало разыгрываться на конкурсах. Москомархитектура разработала дизайн типовых ларьков и палаток, которые со временем заменили собой все подобные мелкорозничные объекты торговли в городе.

История получила продолжение в феврале 2016 года, когда в столице снесли 97 торговых павильонов и ларьков. Эксперты и жители по-разному восприняли действия властей. Архитектурный критик Григорий Ревзин расценил акцию сноса как попытку устрашения малого бизнеса, почти всегда выигрывавшего суды у мэрии. Президент Коалиции киоскеров, вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов назвал ликвидацию нестационарных объектов торговли ошибкой из-за неправильной организации процесса, но в то же время отметил стремление властей договариваться с бизнесом. Согласно опросу ВЦИОМ, 63% москвичей поддержали акции по сносу палаток. На сегодняшний день в столице действует более 9 тыс. объектов мелкорозничной торговли.

Другой мерой благоустройства стало ограничение наружной рекламы. С 2011-го был введен запрет на ее размещение на перетяжках, фасадах зданий, сооружений, оградах. Впоследствии рекламные места также стали разыгрываться на аукционах. С 2012 по 2015 годы в Москве были введены ограничения на размещение крупноформатных рекламных конструкций, запрещено размещение рекламы над проезжей частью, а также конструкций, перекрывавших городские виды. Это привело к сокращению количества рекламных конструкций на всей территории города на 40%. Вместе с тем в столице получила распространение цифровая реклама. По состоянию на 2018 год, число плазменных панелей достигло 300. Примерно 75% экранов размером шесть на три метра располагается вдоль ТТК и вылетных магистралей.

За благоустройство улиц власти основательно взялись в 2015 году, когда в столице запустили программу «Моя улица». По задумке властей, она должна была сделать Москву местом, комфортным для жизни, работы и отдыха. В июле 2019-го заммэра Москвы Петр Бирюков подвел промежуточные итоги программы. В ходе ее реализации были приведены в порядок 313 улиц, 3600 зданий и сооружений, 321 километр пешеходных зон, а пешеходный трафик на благоустроенных улицах вырос в 1,8 раза. Одним из последствий благоустройства стало то, что программа изменила состав арендаторов в центре города. «На смену малому бизнесу пришли сетевые магазины и кафе», — рассказывала +1 руководитель Центра городской экономики КБ «Стрелка» Елена Короткова.

В 2019 году программу «Моя улица» дополнил «Мой район», направленный на реализацию концепции «Москва — город без окраин».

Власти отмечают, что «Мой район» будет постоянно обновляться с учетом пожеланий жителей, в том числе озвученных на порталах «Активный гражданин» и «Наш город». К марту этого года в ходе реализации первого варианта программы «Мой район» мэрии удалось решить около 300 проблем, волновавших жителей конкретных районов. Например, в Марьино было отменено строительство многоуровневого паркинга с торговыми площадями, а в Южном Чертанове конечную остановку автобуса, следующего в миграционный центр, перенесли к станции метро «Лесопарковая», сообщает сайт мэра. Второй вариант программы предполагает более глобальные действия. Так, в планах на 2019 год было благоустроить 4,5 тыс. дворов (каждый пятый), высадить 127 тыс. деревьев и 600 тыс. кустарников, установить дополнительное освещение в 1852 дворах, на 314 спортивных и 1015 детских площадках, на 500 территориях школ и детских садов, преимущественно расположенных в Новой Москве. Кроме того, власти обещали благоустроить 159 парков, бульваров, скверов, пешеходных зон и природных территорий во всех округах столицы, а также набережные, в том числе Москвы-реки в Южнопортовом районе и в Капотне и правого берега канала им. Москвы в Покровском-Стрешнево.

В апреле 2019-го в опросе «Левада-центра» жители одобрили действия властей в области благоустройства.

Как изменилась городская среда Москвы с точки зрения озеленения и особо охраняемых природных территорий, здравоохранения и образования — читайте вторую часть материала