О профилактике вторичного сиротства и других социальных проектах благотворительного фонда Аmway «В ответе за будущее» +1 поговорил с Президентом Фонда Анной Сошинской.
— Через собственный фонд Аmway реализует три основные социальные программы: «С любовью к детям», «Мама-предприниматель», «С заботой о природе». Почему был сделан именно такой выбор?
— Каждая программа связана либо со стратегией компании в мире, либо с областью нашей экспертизы в России и имеет тройную ценность: лояльность, устойчивость и вера в человеческий потенциал. Например, «С любовью к детям» — это наше стратегическое решение. Amway — частная семейная компания, и понятие «семья» является ценностью нашей корпоративной культуры. В России мы сосредоточились на профилактике вторичного сиротства. Проблема крайне актуальная и требует непростого решения. Не обладая нужными компетенциями и опытом, родители берут детей в семьи, не справляются и возвращают их обратно в сиротские учреждения. У нас в стране, по статистике, возвращают примерно каждого десятого ребенка.
— А чем можно объяснить такую статистику отказов?
— Когда ребенок попадает в приемную семью, первый год, во время которого идет адаптация, самый сложный — и для него, и для родителей. Когда мы выбирали программу, началось активное усыновление детей российскими гражданами, количество опекунов тоже резко возросло. И тут возникли проблемы, потому что государство, с одной стороны, стимулировало семьи к усыновлению, а с другой — не успело подготовить родителей к тем трудностям, с которыми они столкнутся. К сожалению, очень часто происходят возвраты при родственной опеке. Родственники не проходят специальную школу приемных родителей, она обязательна только для неродных опекунов и приемных семей. Из-за этого возникает много проблем. Получилось, что для всех счастье таким колючим оказалось...
— Каким должно быть здесь системное решение?
— Мы даем гранты на поддержку таких семей, в том числе, на профессиональную помощь психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов и дефектологов. Даем гранты организациям, которые на постоянной основе работают с такими семьями. Это уже более 100 партнеров — и НКО, и государственных. В прошлом году к нашему конкурсу грантов мы добавили «закрытую» часть, в которой участвуют только экспертные организации. Они получают гранты на обучение и передачу опыта другим регионам. Как я уже говорила, по статистике органов соцзащиты, 10% детей переживают повторный отказ семьи, и их возвращают обратно в детдом. А в семьях, которые прошли нашу программу, возвраты составляют менее 1-1,5%.
— Если говорить о поддержке предпринимательства, как она связана со стратегией и ценностями компании?
— Программа «Мама-предприниматель» непосредственно отражает нашу профессиональную экспертизу. Бизнес-модель Amway работает по принципу прямых продаж, фактически — это бизнес, основанный на человеческих отношениях. Для нас люди являются стратегическим ресурсом и потенциалом. И большинство наших дистрибьютеров — это индивидуальные предприниматели, которые стремятся получить дополнительный доход, что очень актуально в наше кризисное время, или начать свой собственный бизнес. Развитие малого бизнеса — это понятная для нас область, мы знаем нужды этих людей.
— Могли бы сформулировать, в чем заключается «ноу-хау» программы?
— Мы не ставили задачу обучить как можно больше женщин и сделать из них предпринимателей. Задача была — показать, что карьера может быть не только в работе по найму. Для женщин время отпуска по уходу за маленькими детьми — это отличный период попробовать новое. И потенциал в это время очень большой. Мы организовали бесплатное обучение основам индивидуального предпринимательства для женщин. С самого начала интерес был огромным. В некоторых городах у нас был просто нереальный конкурс в группу. У участниц были интереснейшие проекты и экономические идеи. Мы начали сотрудничать с региональными властями, а затем с ассоциацией малого и среднего бизнеса «Опора России», а также с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Это беспрецедентная история партнерства бизнеса с государственными и общественными организациями. Программа получила федеральный охват. Мне кажется, это достойный кейс, который год от года набирает популярность. Наши планы — охватить 20-35 городов России.
— Что для вас лично значит участие в благотворительности, что поменялось в вашей жизни?
— Самое главное: четыре месяца назад мы взяли в семью приемную девочку. До этого у нас было четверо детей, а теперь вот появилась пятая дочка — Наташа, ей четыре с половиной года. А мой муж в какой-то момент вдруг понял, что не хочет больше работать в крупных корпорациях и готов начать свой небольшой экологический бизнес. Так что по всем параметрам жизнь изменилась очень серьезно.