«Современные города переосмысливаются как „города для людей“»

Cооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро — о развитии набережной реки Яузы в Москве и о том, почему мегаполисы становятся полицентричными

Москва сейчас развивается в том же направлении, что и ведущие мировые столицы: из индустриального города она превращается в постиндустриальный, или, как мы говорим в Wowhaus, — в коммуникационный. Современная экономика такого города основана на интеллектуальном труде, креативных индустриях и сервисах, то есть на многоуровневой и разносторонней коммуникации. Мы как архитекторы стараемся создать в городе максимальное количество возможностей, чтобы эта коммуникация состоялась.

С закрытием или выводом из столицы крупных промышленных предприятий и созданием на их месте коммуникационных пространств отчасти связан тренд последнего десятилетия на «зеленую урбанистику». Современные города переосмысливаются как «города для людей» — то есть скорее для пешеходов, чем для автомобилистов, например. Осознается ценность рекреационных зон, строятся и приводятся в порядок парки. Все мировые столицы, как и мы, преобразовывают набережные.

Новые тренды зародились не вчера. Примеры можно привести разные. Это и доступные набережные Сены в Париже, и появившаяся на месте заброшенного порта и верфей набережная в Лиссабоне, расчищенная к международной выставке EXPO 98, и многолетняя программа мониторинга состояния реки Темзы. Наконец — масштабный проект Madrid Rio, благодаря которому многополосная автотрасса была убрана в подземный туннель, а освободившаяся набережная вдоль реки стала протяженной пешеходной зоной с самыми разными функциями.

Интересно, что сейчас в самом сердце Парижа разбивают парк в 54 га: большая территория вокруг Эйфелевой башни — от École Militaire до площади Трокадеро — объединена в единое пространство. С набережных убрали автомобильное движение, а Йенский мост, связывающий Трокадеро и Эйфелеву башню, станет пешеходным — на нем появятся газоны и клумбы. Все это тренды устойчивого городского развития.

Москва в последнее время активно пересаживалась на общественный, альтернативный и шеринговый транспорт. Это также мировой тренд: недавно мэрия Лондона объявила своим достижением возвращение к довоенной плотности автобусных маршрутов. Именно так британская столица защищается от пробок на своих узких улицах: сокращая плотность маршрутов при общем приоритетном развитии общественного транспорта (метро, автобусы, такси) перед личным, вплоть до ограничений и запретов на въезд на персональных средствах передвижения. И даже Uber здесь не только индивидуальный, но и коллективный, когда по дороге к вам подсаживаются другие люди, — и экономия средств, и экологическая задача!

Если говорить о масштабных и важных экопроектах в Москве, то бюро Wowhaus сейчас работает над развитием набережных реки Яузы (территория — от Москва-реки до Сокольников). «Вторая река столицы» незаслуженно долго находилась в тени основной реки — Москвы, набережными которой занимались со сталинских времен. Для них уже принята специальная программа развития, довольно успешно реализующаяся. На мой взгляд, проходящая по историческому центру Яуза — настоящая ценность для города: можно создать парк или бульвар, а вот запустить новую реку — вряд ли.

Нам предстоит раскрыть огромнейший потенциал Яузы, с учетом расположенного вдоль реки множества важных объектов (Лефортовского дворца, главного корпуса МГТУ им. Баумана, высотки на Котельнической, Спасо-Андроникова монастыря, «Электрозавода»), а также каких-то заброшенных технических сооружений, чьих-то заборов и развалившихся сараев, инвентаризацию которых нам необходимо произвести.

Вдобавок к упорядочиванию продольных связей нам важно обеспечить и поперечные связи, чтобы люди, живущие в близлежащих районах, не были отрезаны от реки автомагистралью, а могли активно использовать оба берега, свободно передвигаясь пешком, на велосипеде или на коляске. Это действительно масштабный комплексный проект по возвращению реки и прилегающих территорий в пользование городу уже в качестве экологичного рекреационного пространства. Он затрагивает и очистку реки, и оптимизацию транспортной схемы (не нарушающую существующих связей с городом), и организацию самого пространства с адекватным функциональным наполнением, продуманным совместно с жителями, стейкхолдерами и пользователями.

Вся территория проектирования набережных Яузы объединяет семь районов и почти 200 тыс. жителей. Это пилотный проект для Москвы. Методология вовлечения на такой крупной территории применяется впервые. Кстати, это еще один тренд устойчивого городского развития!

Связность города — важное для устойчивого развития понятие. Когда в Мадриде обратили внимание на реку и набережные, вместе с ними изменились и близлежащие районы: из депрессивных они превратились в весьма успешные и популярные среди местных и туристов. Таким образом, грамотные изменения, произведенные в одной точке города, влекут за собой качественные изменения на больших, примыкающих территориях. Надеемся, подобное произойдет и с районами, прилегающими к Яузе.

Определенно, город никогда уже не вернется к специализации и выделению отдельных зон. Теперь не будет исключительно промышленного, спального или офисного района — устойчивое развитие требует многофункционального освоения каждой территории, когда в любом районе сосредоточены все функции и активности, необходимые для жизнедеятельности человека. В связи с этим город, наконец, становится полицентричным — даже Москва. Об этом давно думали и мечтали столичные градостроители всех поколений.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Татьяна Рютина