Студентам рассказали об использовании народного финансирования как бизнес-инструмента
Первая всероссийская «Школа краудфандинга» для социальных предпринимателей открылась 24 июля в Назрани (Республика Ингушетия). Обучение в очной форме провели эксперты краудфандинговой платформы Planeta.ru. Об этом «+1» рассказали в пресс-службе Planeta.ru.
Занятия начались с большой вводной лекции о краудфандинге для всех желающих и продолжились двухдневным интенсивом для 10 команд, прошедших предварительный отбор. Преподаватели также помогли подготовить краудфандинговые проекты студентов к запуску.
«Социальное предпринимательство — это одно из самых активно развивающихся и перспективных направлений в бизнесе. Именно поэтому мы решили уделить ему особое внимание. Большинство людей воспринимают краудфандинг узко, просто как сбор средств в интернете. Как правило, при этом они полагают, что те, кто вкладывает деньги в проект, взамен ничего не получают», — объяснил руководитель образовательного направления Planeta.ru Егор Ельчин.
Вместе с ним в Назрани преподавала руководитель проектов в сфере социального предпринимательства и благотворительности Мария Грекова. Мария отметила, что среди проектов участников «Школы краудфандинга» в Назрани были интересные кампании с «национальным оттенком»: семейный праздник Курбан-байрам, производство открыток и шоколадок с историями успешных мусульманских женщин, издание книги с орнаментами Ингушетии.
Кроме них, в школу попали студенты с проектами по неформальному образованию сельской молодежи, обучению специалистов для работы с детьми с особенностями развития, созданию мультикухонного фуд-корта и другие. После обучения каждый из авторов проектов сможет привлечь на свои идеи дополнительное финансирование с помощью краудфандинга.
Под краудфандингом понимается народное финансирование, то есть, привлечение от общества денежных средств на определенную цель, заявленную организатором кампании. При этом участники крауд-кампании — бэкеры или спонсоры — получают за участие в ней вознаграждение.
«Вознаграждение — важное отличие краудфандинга от благотворительности или сбора пожертвований, — сказал Ельчин. — Вознаграждения могут быть материальными или нематериальными, но важно каждого участника крауд-кампании поблагодарить лично.
Краудфандинг часто играет роль предзаказа: производители чего-либо, писатели или изобретатели часто в качестве лотов за поддержку проекта выставляют продукт, на который и запущен сбор. Но не менее важно и позиционирование крауд-кампании. Как правило, поддерживают не тех, кто просит помощи, а тех, кто вдохновляет и умеет вести за собой».
В «Школе краудфандинга» рассказали, как правильно организовывать подобные кампании, объяснили, как использовать краудфандинг для поиска новых спонсоров, партнеров и единомышленников. Ельчин обратил внимание, что краудфандинг является также и PR-инструментом, и бесплатным маркетинговым исследованием. «В краудфандинге люди голосуют за понравившиеся идеи рублем, поэтому это самое честное голосование», — пояснил Ельчин.
Краудфандинговая платформа Planeta.ru существует с 2012 года. За это время через площадку на различные проекты было собрано более 680 млн рублей. Planeta.ru стала первой краудфандинговой платформой в России, на которой появилась категория «социальное предпринимательство». По данным Planeta.ru, суммарный объем краудфандинговых сборов в России растет более чем на 200% ежегодно. Если в 2012-2013 годы средняя сумма поддержки краудфандингового проекта от одного отправителя составляла 500-750 рублей, то теперь это около 1,5 тыс. рублей.
Всероссийская «Школа краудфандинга» возникла на базе образовательного курса Planeta.ru для жителей Москвы и Подмосковья. В прошлом году обучение смогли пройти жители Новосибирска, Красноярска, Барнаула, Казани и Калининграда. В этом году «Школа краудфандинга» стартовала в Уфе. После обучения в Назрани эксперты Planeta.ru отправятся в Ростов-на-Дону, Архангельск и Тюмень.