Во время вспышки коронавируса количество ежедневных пользователей платформы достигло 200 млн
Из-за перехода на дистанционную работу и обучение люди во всем мире стали активно использовать сервисы для видеоконференций. Одна из самых популярных платформ — Zoom. В связи со сложившейся в мире ситуацией в ней проводятся рабочие встречи, школьные занятия, совместные тренировки, вечеринки и даже свадьбы. Однако в последнее время пользователи все чаще обнаруживают проблемы сервиса, связанные с защитой персональных данных.
В конце марта выяснилось, что вместо сквозного шифрования (End-to-End Encryption, гарантирует, что доступ к сообщениям имеют только пользователи, участвующие в общении) видеозвонки в Zoom защищаются шифрованием TLS (Transport Layer Security). Это означает, что к ним могут получить доступ не только ее участники. Разработчиков сервиса обвиняют и в утечке записей видеозвонков в сеть, а также в передаче персональных данных пользователей компании Facebook, независимо от того, есть ли у них учетная запись в социальной сети. Кроме того, распространенным стало такое явление, как «Zoom-бомбардировка» (Zoom-bombing), когда к конференциям подключаются неизвестные лица и выкладывают в чат различный контент, в том числе видео с элементами насилия и порнографии.
Проблемы, связанные с безопасностью, привели к тому, что в некоторых организациях начали ограничивать использование сервиса. Например, в департаменте образования Нью-Йорка настоятельно рекомендуют сотрудникам школ отказаться от Zoom и «как можно скорее» перейти на более безопасные аналоги. Пользоваться сервисом запретили и персоналу Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), компании SpaceX Илона Маска и корпорации Google. Руководство Google напомнило сотрудникам, что по правилам корпорации они не могут применять для работы сторонние приложения. Тем более что у компании, как отмечает Business Insider, есть собственная платформа для видеоконференций — Meet.
В ответ на обвинения основатель Zoom Эрик Юань признался, что изначально платформа создавалась для корпоративных клиентов. В компании, по его словам, не ожидали, что приложение станет настолько популярным: в марте количество его ежедневных пользователей достигло 200 млн по сравнению с 10 млн в 2019 году. «Мы не могли предвидеть, что через несколько недель каждый человек в мире вдруг начнет работать, учиться и общаться дома», — заявил Эрик Юань и пообещал, что команда будет работать над исправлением ошибок.
Как сообщает Business Insider, 6 апреля акции компании, основанной в 2011 году в Калифорнии, упали на 9% после непрерывного роста на протяжении всего марта. Издание отмечает, что проблемы Zoom могут сыграть на руку конкурентам, включая Microsoft (сервис для видеоконференций Teams), Google (Meet и Hangouts), Cisco (Webex). По словам специалиста по программному обеспечению подразделения инвестиционного банка RBC Capital Markets Алекса Зукина, самую выгодную позицию занимает Teams. Сервис интегрируется с популярными программными продуктами Microsoft Office 365, и это позволяет пользователям эффективно налаживать рабочие коммуникации. Такого же мнения придерживается сотрудник исследовательской компании Enterprise Strategy Group Марк Боукер. Он отметил, что Teams может выиграть в том числе за счет востребованности других продуктов Microsoft.
Сотрудник медиахолдинга S&P Global Рауль Кастанон также считает, что у платформы Teams есть все шансы стать популярной. Однако он напомнил, что помимо Microsoft, Google и Cisco на рынке присутствуют несколько мелких игроков, которые лучше обеспечивают безопасность пользователей. К ним относятся видеосервисы CafeX Communications и LoopUp.
Автор
Евгения Чернышёва