«Сама! Это и называется свободой»

Как сделать город доступным для людей с инвалидностью

Фото: istock.com

Мест, доступных для жизни людей, передвигающихся в инвалидной коляске, в российских городах становится все больше: специальные настилы и пандусы в пляжных зонах Санкт-Петербурга, низкопольный общественный транспорт в Ростове-на-Дону. Россия медленно, но уверенно перенимает европейскую практику создания безбарьерной среды. Это значит, что все меньше людей стоят перед выбором: безопасный скучный дом или полноценная насыщенная жизнь за его порогом.

+1ГОРОД узнал у пользователей безбарьерной среды, на опыт каких городов они советуют обратить внимание урбанистам и архитекторам будущего.

Подвиг выйти из дому

Один широкий порожек. Две слишком высоко расположенные кнопки лифта. Десять ступеней. Две тяжелые двери. Неудобный пандус без перил. Соседский автомобиль, перегородивший пандус. Если вы не замечали этого, значит, скорее всего, вы никогда не пробовали выйти из дома в инвалидном кресле.

«Все время приходится решать проблемы: как выйти из дома, как проехать куда-то, как помыться, и так каждый день!» — рассказывает Елизавета Устинова. Девушка получила травму шеи в 13 лет, и с тех пор передвигается с помощью инвалидной коляски. «Проблемы никуда не деваются, они поглощают огромное количество времени, сил, буквально всю жизнь „сжирают“. Ты же стараешься, пыжишься, а мог бы о чем-то хорошем думать, а не стрессовать. В итоге некоторые вещи требуют таких усилий, что ты тысячу раз подумаешь, а надо ли делать это».

Фото из личного архива

Лиза живет в 30 км от Москвы. Девушке нравится гулять в парках, ходить в театр, встречаться с друзьями. Из серьезных увлечений — стрельба из лука, в 2018-м Лиза стала чемпионкой России в этом виде спорта среди людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Достижений могло бы быть и больше, если бы не одно «но»: в доме Лизы нет даже самого простого пандуса — конструкция здания не позволяет. А это значит, что перед девушкой каждый день стоит выбор: остаться дома или «напрягать» близких.

Доступная среда по-немецки

Дженнет Базарова сталкивалась с подобной проблемой, когда жила в Москве. Путь от дома до школы — одна автобусная остановка. Ничтожно мало по меркам человека, который не считает, сколько подъемов, люков и лестниц встретилось ему на пути. Но для Дженнет дойти до школы без сопровождения мамы или подруг было нереально. Пока девушка не уехала учиться в Германию.

Фото из личного архива

«Когда я впервые добралась от кампуса до школы, я была просто в шоке! Неужели я смогла?» — рассказывает Дженнет. «Сначала автобус, он подъезжает и наклоняется, чтобы я могла заехать. Я только обозначаю как-то, что хочу войти. Потом электричка S-Bahn, она уже не такая удобная, но я тоже вполне могу справиться без посторонней помощи. Сначала поднимаюсь на лифте на платформу, потом по перрону. В вагоне тоже хорошо, но вот входить и выходить на некоторых станциях сложно. Когда выдвигается платформа, получается небольшой бордюрчик. Чтобы его преодолеть, мне нужна помощь. Но на многих станциях платформа и пол поезда соединяются в одну линию, тогда я могу сама. Сама! Это и называется свободой».

В Германии безбарьерной средой никого не удивишь: людям с ограниченными возможностями здоровья доступны образование, работа, развлечения, кафе и магазины. Ежегодно выпускается более сотни фильмов с тифлокомментированием. Музеи и театры специально оборудованы для людей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски.

«Я очень далеко от своего района пока не уезжала, но то, что я успела оценить во время поездок, мне очень нравится, — говорит Дженнет. — В IKEA, например, есть специальная тележка для колясочников. Она крепится к твоей коляске спереди. Ты едешь, а тележка с тобой, я никогда такого не видела. Очень удобно! Решила, что скоро попробую сама съездить в художественный магазин за красками. Я бы хотела успеть написать пару картин, пока я здесь».

Германия, США, Австралия, Великобритания, Швеция, Италия, Франция — это не полный список зарубежных стран, которые запомнятся путешественнику-колясочнику удобной инфраструктурой.

Доступные столицы

Может показаться, что Россия — место, подходящее только для туризма экстремалов в инвалидной коляске, таких как немецкий блогер Кристиан Тифферт.

Но это не совсем так. Постепенно инфраструктура городов России становится более доступной. Сейчас можно с уверенностью сказать, что как минимум Москва, Сочи и Саки могут претендовать на право называться «безбарьерными городами».

«Раньше в Москве было очень сложно перемещаться на коляске. Сейчас стало намного лучше, — рассказывает Александр Мартинкевич, который передвигается на инвалидном кресле. — По центральной части города можно спокойно проехать. Дома культуры, аэропорты, вокзалы, учреждения общего пользования нормально обустроены, если это не совсем старые исторические здания, которые уже нельзя переделать. И то стараются как-то выйти из положения. Конечно, есть в Москве некоторые моменты неудобные, но идеального города вообще не существует».

За последние годы столица России действительно сделала большой рывок навстречу доступности: в жилых домах установили более трех тысяч подъемных платформ для инвалидных колясок, современные реабилитационные центры появились в каждом районе, в школах и детских садах начали строить не только пандусы, но и лифты, в квартирах, где живут люди с инвалидностью с тяжелыми ограничениями в передвижении, установили около тысячи потолочных подъемных систем, а количество низкопольных автобусов, троллейбусов и трамваев сейчас составляет больше 70% парка и постоянно увеличивается.

Неофициальное звание «столицы инвалидов-колясочников» закрепилось за курортным городом Саки в Крыму. На 25 тыс. населения приходится примерно 5 тыс. людей, передвигающихся на инвалидном кресле. Такие цифры объясняются просто: город приспособлен для колясочников.

Фото из личного архива

«В Саках все удобно — пляж, гостиницы, кафе, магазины, но все уже старенькое, — вспоминает поездку в Крым Елизавета Устинова. — Есть что поправить, но в целом приспособлено и это окрыляет. Собралась утром, вышла — и уже кайф! Лето, солнышко. Хочешь в магазин или на рынок за фруктами, в аптеку или на маникюр — пошла. Наслаждаешься, а не думаешь, как после этого в квартиру забираться через шесть ступенек. Мыслить даже как-то шире начинаешь, планировать что-то, кроме возможности побега из заточения».

Саки, Феодосия, Евпатория, Судак — любителям спокойного пляжного отдыха в Крыму есть, из чего выбрать. Пологие пляжи этих курортных городов оборудованы специальным спуском в море для колясок и большими кабинками для переодевания. Сложностей с посещением достопримечательностей в составе туристических групп тоже не возникает. Неприятным сюрпризом могут стать дороги. Если путешествовать только по курортной зоне, риск увязнуть в грязи или застрять в трещинах асфальта минимален. В остальных случаях стоит подготовиться к экстриму или заранее посмотреть карту качества дорожного полотна.

Наследство Паралимпиады

Сочи после проведения Олимпийских игр вошел в топ российских безбарьерных городов. Здесь полностью доступны все автобусные остановки, более 300 магазинов, около 75 административных зданий, свыше 40 объектов культуры, почти все парки и скверы.

Фото: blagoudm.ru

«Мы ездили на Красную Поляну и в „Розу Хутор“, — делится воспоминаниями Александр Мартинкевич. — Добирались на специализированном автобусе. Очень здорово прокатились на фуникулере. Вообще, он непрерывно крутится, но для нас сотрудники его остановили, мы спокойно сели и поехали. Ощущения непередаваемые. Один минус — нужна пересадка на следующий фуникулер, а для этого буквально три метра надо пройти по деревянной дороге с большими перепадами высот. Я считаю себя „продвинутым пользователем“ коляски, но даже мне было сложно. Если руки послабее, без помощи не обойтись. На электроколясках, наверное, только в сопровождении нескольких мужчин можно перебраться — сама коляска 50 кг плюс вес человека — один сопровождающий может и не удержать на таких виражах. Но если преодолеть расстояние между фуникулерами, все снова становится доступным. Горная олимпийская деревня действительно удобная. Обратно в гостиницу мы добирались общественным транспортом, тоже довольно успешно: в низкопольном автобусе нам без проблем подняли аппарель. Мы опасались, что после отъезда паралимпийцев лифты и подъемники в Сочи перестали работать, но я пока такого не заметил».

Интересные места, которые можно посетить в городах, отмечены на карте +1ГОРОД/Полезный город.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки