Русские голландцы

Десятилетиями амстердамские художники имели большие преференции — жилье и мастерские им предоставлялись по льготным ставкам. Благодаря этому они принимали активное участие в развитии общественных пространств города. Джентрификация сломала привычные схемы.

Герой#1

1 / 5. 

Владимир Графов окончил МИФИ и переехал жить в Нидерланды в 1989 году. В своих работах использует лазеры, оптику и так называемую технику «флюидной графики». Принимал участие во множестве арт-коллабораций. Стоял у истоков сквоттерского движения в Нидерландах.

+1: Как развивались арт-пространства в Амстердаме, когда ты только переехал в Нидерланды?

null

null

ВГ: В Амстердаме пик сквоттерского движения пришелся на конец 1980-х: художники селились в пустующих зданиях, в самом центре города, например, на Keizergracht. Часть этих мест и стали арт-пространствами. Я застал самый конец этого явления. Тогда в Голландии существовала мощная поддержка искусства, благодаря чему многие художники жили на пособие и пользовались субсидиями на развитие творческих проектов. В районе West, на территории бывших складов, художественные акции происходили ежедневно.

Герой#2

1 / 5. 

Ольга Ганжа — мультимедийный художник. Живет и работает в Нидерландах с 2008 года. В работе использует разные техники — от фото и книжной графики до текста и аудиовизуальной инсталляции. Принимала участие в ряде выставок и совместных проектах в Нидерландах, Англии, Испании, Португалии, Хорватии и России. Создатель и член проекта The Bookstore Foundation.

+1: Расскажи о своем опыте развития городских пространств.

null

null

ОГ: У нас с коллегой был контракт с одной из крупнейших нидерландских корпораций в сфере недвижимости. Нам предоставили жилое пространство в районе Bos en Lommer в обмен на работу над социальным проектом. Мы должны были развивать социальную инфраструктуру: организовывать культурные акции и инициативы для местных жителей. Это называется artist/social-проект, когда художник выступает немного и соцработником для горожан. Цены на ателье для художников в то время еще были приемлемыми, и еще существовало движение сквоттеров.

Герой#3

неверный url
Фото из личного архива

Любовь Матюнина — автор документального веб-сериала «Я — инструмент джентрификации» (I Am A Tool of Gentrification). В этой работе исследуются социальный и политический аспекты судьбы художника в современном постиндустриальном обществе. Матюнина живет и работает в Нидерландах с 2009 года.

+1: Как джентрификация изменила жизнь художников в Амстердаме?

null

null

ЛМ: Когда я переехала в Амстердам, одним из первых мест, где я оказалась, было арт-пространство в арт-инкубаторе в районе Nieuwmarkt. Согласно договоренностям с владельцами здания, в мастерской можно было ночевать, но только 200 дней в году. Официально учет проживания не велся, но в любой момент могли прийти специальные проверяющие работники от муниципалитета. Если они обнаруживают, что ты ночуешь в мастерской, то тебя могут выгнать. Именно это с нами и произошло.

Текст и фото:

Михаил Яновицкий

Ваш Email