Рулонный синдром

Новость о введении карантина во всех странах сопровождалась фотографиями пустых полок магазинов. В России сметали гречку и консервы, в Италии — макароны и рис. Товар, за которым охотились и из-за которого даже дрались независимо от географии, — туалетная бумага. В феномене ажиотажа вокруг «бумажного золота» попытался разобраться Plus-one.ru.

Туалетная лихорадка

23 февраля 2020 года. В Италии объявляют о закрытии школ и отправляют офисных служащих работать из дома. Это еще не карантин, а только самоизоляция. 24 февраля все кинулись в магазины. С полок исчезли рис, макароны и туалетная бумага.

В закрытых чатах итальянские парни вдруг перестали обсуждать тачки и начали слать друг другу фото своих запасов этого бумажного изделия. Туалетная бумага превратилась в условного мамонта, которого Homo digitalis должен добыть, затащить к себе в трехкомнатную пещеру и похвастаться перед другими представителями своего племени.

Консьюмеристская лихорадка стала быстро распространяться по земному шару вместе с коронавирусом. По хэштегу #ToiletPaperApocalypse можно найти сотни видео стычек за туалетную бумагу. Причем, если в США или Германии люди просто дрались из-за заветных упаковок с «бумажным золотом», в Гонконге злоумышленники ограбили грузовик, который стоял на разгрузке перед одним из супермаркетов. Ущерб составил €200 или 600 рулонов.

Соцсети усиливали панику. В травоядные времена последней эпидемии 2009 года, когда бушевал свиной грипп, в YouTubе еще правили котики, а в «Одноклассниках» люди действительно искали своих школьных друзей. Сегодня соцсети превратились в бесконечный поток информационного и порой вредоносного шума. В Японии кто-то пустил слух, что из-за коронавируса Китай решил увеличить выпуск одноразовых масок за счет сокращения производства туалетной бумаги. Даже те жители юго-восточной Азии, которые не слышали об этой теории, успели посмотреть на давку в магазинах Токио и ринулись в ближайшие супермаркеты.

«Чистоплотность» покупателей подтверждают и цифры ритейл-аналитиков. По данным исследовательской компании Nielsen, спрос на туалетную бумагу в США увеличился на 213%. Представитель одной из сетей австралийских супермаркетов в интервью телеканалу Nine News сообщил, что им удалось продать 192 000 рулонов за полчаса. Чемпионами по покупке главного гигиенического изделия этого сезона стали немцы: спрос на продукт тут вырос на 700%. Один из местных кондитеров даже выпустил пирожные в форме рулонов туалетной бумаги.

Иллюзия контроля

Как объясняют психологи, в стрессовой ситуации у людей срабатывают механизмы социального моделирования. «Сейчас очень многие находятся в состоянии хронического или даже острого стресса. В таких ситуациях когнитивные способности снижаются. Действия основываются больше на эмоциях, чем на каких-то рациональных размышлениях. Мы не можем контролировать ситуацию, поэтому пытаемся совершать хоть какие-то действия, которые дают нам иллюзию контроля. Например, создаем запасы, — объясняет массовую истерию в магазинах психолог-бихевиорист Вадим Матюшин. — Такая конформистская модель поведения существовала на всем протяжении нашей эволюции и часто помогала людям и другим видам выживать». Кроме того, по словам Матюшина, есть понятие «негативное подкрепление»: когда какое-то действие убирает чувство тревоги, человек его повторяет. «Мы тревожимся, покупаем туалетную бумагу и на секунду чувствуем, что позаботились о себе, справились с ситуацией, и это, пусть немного, но освобождает нас от тревоги. Такое поведение впоследствии закрепляется и повторяется», — говорит Вадим Матюшин.

Его теорию про иллюзию контроля и создание запасов подтверждает итальянский эксперт в области маркетинга Карло Пасторелли. Он 12 лет возглавлял маркетинговое направление в итальянском представительстве компании Rewe Group, владеющей 12-ю крупными европейскими сетями супермаркетов (в частности, Billa). «В чрезвычайных ситуациях поведение людей сложно назвать рациональным. Они думают, что все может быть еще хуже, и стараются сделать как можно больше запасов, — говорит синьор Пасторелли. — Соответственно, они спешат заполнить продуктами все имеющиеся в наличии пространства (холодильник, погреб, багажник машины). Это проще сделать, совершив объемную покупку — упаковку воды, замороженных продуктов или туалетной бумаги. Тележка наполовину пуста? Берем большую упаковку, и она уже полная. К тому же бумагу можно использовать для разных нужд, не только для первичного назначения».

С ним соглашается эколог, координатор проектов движения «ЭКА» Лидия Беляева: «Всплеск спроса на туалетную бумагу и ее аналоги связан с использованием этого продукта в нетипичных для него форматах. Стремясь избежать заражения, люди пытаются протирать бумагой и салфетками все поверхности, к которым прикасаются в общественных местах или на улицах. Это настоящее ресурсное бедствие. Любое бумажное производство расходует большое количество такого сверхдефицитного ресурса, как пресная вода. Если это первичное производство, то вырубаются леса (по миру ежегодно более 100 млн га). В воздух выделяются токсичные оксиды серы и азота, хлор, бензапирен. Образуются сточные воды с хлорсодержащими соединениями», — сетует эколог.

Остановить туалетную лихорадку и рационализировать страх потребителей попытались создатели сайта howmuchtoiletpaper.com, где можно быстро рассчитать, сколько рулонов понадобится одному человеку на три месяца. Австралийская газета The NT News даже оставила чистыми несколько последних полос, при желании их можно использовать в уборной.

Российская скромность

Российский покупатель в период ажиотажа вел себя скромнее. По данным пресс-службы «Ашан Ритейл Россия», продажи туалетной бумаги с 16 по 22 марта по сравнению с предыдущей неделей выросли на 40%. «Сейчас замечаем, что спрос падает и возвращается к своему прежнему уровню, — сообщили в компании. — Однако мы скорректировали логистические маршруты. Поставки в магазин приходят ежедневно. Полки сразу пополняются. На складах наших поставщиков достаточно товаров, чтобы обеспечить клиентов всем необходимым. Просим клиентов не закупаться чрезмерно. Магазины работают в обычном режиме. Продуктов хватит всем».

Поведение покупателей не на шутку встревожило российских чиновников. После тщательных проверок губернаторы Ростовской и Ленинградской областей Василий Голубев и Александр Дрозденко раскритиковали тех, кто запасается туалетной бумагой. Александр Дрозденко даже напомнил гражданам, что «специалисты говорили про чистые руки, но про попу они ничего не говорили». Тут он оказался не прав. О том, что коронавирус передается фекально-оральным путем, 26 февраля заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова и призвала граждан строго соблюдать правила гигиены.

В России дефицита в производстве самых необходимых бумажных изделий пока не наблюдается. Директор завода ООО «Бумажная Фабрика» Сергей Даглдян подтвердил Plus-one.ru, что спрос на товар действительно вырос, и это отразилось на работе завода. «Обычно мы изготавливаем саму бумажную основу, из которой потом производители делают рулоны. Сейчас бумагооснову мы не продаем на сторону и сами полностью перерабатываем ее в готовый продукт. Так что у нас на фабрике увеличилось производство рулонов. Надеемся продолжить и дальше так работать: спрос есть, люди нуждаются. Но ситуацией злоупотреблять мы не собираемся и ценовая политика у нас никак не изменится. Жаль только, что не все нуждающиеся получают товар, потому что многие запасаются впрок. Это бессмысленно, мы все это прекрасно понимаем», — говорит Сергей Даглдян.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Авторы

Наталья Германович, Анна Андриевская