В 67 регионах России активные граждане общаются с чиновниками и госструктурами благодаря 143 интернет-сервисам, заявил на форуме «Сообщество» в Калининграде директор по развитию Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП) Вадим Жарко. Подобные платформы, как отметили в ПРИСП, представляют собой или «инициативы и жалобы», как проект Московской области «Добродел», или «опросы и голосования», как столичный «Активный гражданин». 56% региональных и муниципальных платформ представлены только сайтом, 7% — только мобильным приложением, а у 37% есть и то и другое.
По мнению Вадима Жарко, успех платформы зависит от ее эффективности и многофункциональности. Привлекают пользователей онлайн-карты, рейтинги, бонусные программы, новостные ленты городов, возможность собрать средства на какой-либо проект, совместимость с услугами МФЦ, а в будущем — применение блокчейн-технологий.
Успешные платформы должны обладать понятным, прозрачным и адекватным механизмом реагирования на запрос жителя. Кроме того, от них требуется предоставлять людям возможность участвовать в обсуждении проблем, давать им возможность высказаться по всем актуальным для общества вопросам и формировать ядро активистов вокруг ресурса.
«Если основной контент совместить с „вишенками на торте“, то мы получим самый влиятельный инструмент общения граждан и власти в регионе. Тогда система жалоб и предложений охватит гораздо больше людей, а не только активистов и представителей некоммерческих организаций», — отметил Жарко.
Региональные власти создают у себя онлайн-платформы тремя способами: подключаются к существующей системе, покупают готовое решение или разрабатывают свое. Чаще других востребован третий вариант, но регионы стеснены в средствах — поэтому создают самые простые продукты. Внедрению онлайн-платформ мешают недоверие граждан, отсутствие компетентных кадров и неготовность чиновников использовать новый инструмент.
Жарко уточнил, что в 18 регионах электронные проекты «жители-власть» обнаружить не удалось. Это означает, что 14,5 миллиона человек не могут участвовать в обсуждении своих проблем и принятии решений самым доступным способом — через интернет-ресурсы.
Эксперт Общественной палаты Константин Комков отметил, что барьером для продвижения региональных онлайн-ресурсов является невозможность их пиара в социальных сетях: доступ чиновников в публичное интернет-пространство ограничен. Развитию платформ мешает и необходимость обязательной регистрации на портале госуслуг для участия в голосовании.
«Подобные проекты важны для инициативного бюджетирования, которое будет продвигаться в регионах. В таком бюджете будут участвовать и власти, и жители, и бизнес», — отметила представитель администрации Калининграда Марина Грибко.
Кроме региональных и муниципальных, Вадим Жарко назвал активные всероссийские проекты. Это: «Красивый мир», iGrajdanin, «Карта убитых дорог», «Безопасные дороги», «Открытый город», «Генеральная уборка», «Электронный референдум», «Народный контроль», «Голос», «Сердитый гражданин», «Гражданский патруль», «Страна без глупостей».
Вадим Жарко также представил «Полезный город», созданный на базе медийного проекта +1. По мнению эксперта, это первый пример по горизонтальному взаимодействию между всеми участниками общественной жизни. В него вовлечены госучреждения, бизнес, НКО, социальные предприниматели, городские сообщества, активисты, волонтерские организации. +1 публикует материалы о практиках в области экологической и социальной ответственности. По словам главного редактора сайта +1 Александра Титова, «Полезный город» — это онлайн-карта, на которой представлены социальные организации и услуги.
«Мы пишем у себя о таких сервисах и проектах, однако поняли, что информация о них доступна только нашей аудитории. Но должна быть возможность найти ее в любой момент времени. Сейчас это сложно — поэтому мы придумали сервис „Полезный город“», — уточнил Титов. Онлайн-карта размещается на сайте проекта +1. Там можно найти нужный сервис, узнать адрес организации, воспользоваться определенными услугами.
Предполагается, что в городском пространстве, на входах зданий, где расположены социальные и экологические организации, «Полезный город» разместит желтые наклейки с надписями «Здесь можно сдать кровь», «Здесь можно стать волонтером», «Здесь можно сдать старую одежду» и другими.
Как уточнил Титов, бета-версия сайта заработала 15 сентября. В настоящее время в базе проекта — 15 тысяч сервисов из 20 городов России.
По мнению экспертов, которые принимали участие в обсуждении, в нашей стране все еще мало социальных онлайн-проектов и конкуренции между ними нет. Ожидается, что с развитием индустрии выбор станет шире. Россияне начнут пользоваться самыми удобными платформами — независимо от того, будет ли это региональный или общероссийский проект, государственный или независимый.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Наталья Парамонова