По данным Федерального реестра инвалидов, в России проживает 11,9 млн людей с инвалидностью. Более 3,4 млн из них находится в трудоспособном возрасте, работают 909 тыс. По закону люди с инвалидностью имеют такое же право на работу, как и все остальные граждане, но они часто сталкиваются с трудностями при трудоустройстве. Какими стереотипами руководствуются работодатели, которые не хотят нанимать таких сотрудников, и как можно изменить ситуацию в лучшую сторону, разбирался Plus-one.ru.
Работодатели могут думать, что наем сотрудника с инвалидностью требует больших усилий и влечет за собой дополнительные расходы. Законодательство действительно предусматривает особый режим условий труда для таких работников. Например, инвалидам предоставляется более длительный ежегодный отпуск — не менее 30 календарных дней. А к сверхурочной работе их можно привлекать только с согласия и при условии, что позволяет состояние здоровья. Кроме того, люди с I и II группами инвалидности могут трудиться не более 35 часов в неделю, при этом сохраняется полная оплата труда.
«Это все звучит пугающе и часто является причиной настороженного отношения работодателя, — говорит Игорь Новиков, сооснователь платформы для трудоустройства людей с инвалидностью Everland, директор АНО „Пространство равных возможностей“. — Возможно, им действительно придется понести дополнительные расходы. Но, во-первых, существуют меры поддержки работодателей, о которых необходимо узнавать в каждом конкретном регионе. Во-вторых, адаптируя рабочее место, работодатель параллельно делает пространство доступным и для других групп маломобильных граждан. А в-третьих, если профессия позволяет человеку с инвалидностью работать удаленно, то переоборудовать офисное пространство и не придется».
По словам директора по подбору и работе с персоналом оператора сотовой связи «Билайн» Екатерины Смолевой, в компании не разделяют сотрудников на людей с инвалидностью и без нее. «Есть работа, и есть человек, который способен ее делать. Если у нас есть открытая вакансия, то мы готовы рассмотреть на нее каждого, кто хочет и может работать. Конкурс на вакансию и требования одинаковы для всех, главное — профессионализм», — признается Екатерина Смолева.
Опасения работодателей, которые считают, что человека с инвалидностью сложно уволить, вновь попытался разрушить Игорь Новиков, отмечая, что инвалидность не дает работникам особых преференций при расторжении трудового договора. «В самом главном — в дисциплине труда, качестве работы — требования к инвалидам ровно такие же, как и к обычному работнику, — объясняет эксперт. — Иными словами, если работодатель принял на работу человека с инвалидностью, но тот проявил себя как непрофессионал, не справился со своими обязанностями, он может быть уволен по общим основаниям».
Еще один стереотип, которым могут руководствоваться работодатели: люди с инвалидностью работают медленно и не всегда обладают достаточным уровнем профессионализма. Действительно, у такого сотрудника могут быть некоторые ограничения, но большинство из них не мешают выполнению трудовых обязанностей, особенно в эпоху цифровых коммуникаций, объясняет Екатерина Плужник, руководитель отдела корпоративной и социальной ответственности Росбанка. «Этот стереотип часто становится причиной отсутствия откровенной обратной связи: такого сотрудника слишком берегут, боятся обидеть, дать дополнительную нагрузку, и в итоге все кончается тем, что нагрузкой становится он сам, — говорит Екатерина Плужник. — Поэтому других сотрудников компании необходимо обучать, готовить к работе с человеком с инвалидностью».
Эту идею поддерживает и Евгения Портнова, управляющий по многообразию и вовлечению аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России. В организации уделяется внимание просвещению сотрудников по теме инвалидности: регулярно проводятся образовательные квесты, тренинги. Эксперт уверена, что работодатели заблуждаются, считая людей с инвалидностью менее эффективными сотрудниками, тогда как для них просто необходимо создать специальные условия работы. Например, если человек слабовидящий, для него нужно установить большой монитор и специальную программу, которая будет озвучивать текст. Если он перемещается на коляске, в офисе должны быть широкие дверные проемы, соответствующая коляске высота рабочего стола, рампы на входе в здание.
Однако случается и так, что причина проблемы кроется в самом соискателе. Некоторые из них плохо информированы о своих возможностях трудоустроиться, не знают, какую помощь им может оказать государство. Кроме того, инвалидам бывает сложно конкурировать на рынке труда из-за недостаточного уровня квалификации: зачастую у них нет возможности получить качественное образование. «И еще хотелось бы, чтобы у таких кандидатов были лучше прокачаны soft skills, — говорит Екатерина Плужник. — Довольно часто соискатели с инвалидностью не могут себя уверенно презентовать и проваливают собеседования».
Евгения Портнова сообщила, что в компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России начали внедрять практики Diversity and Inclusion (в пер. с англ. — «разнообразие и вовлечение») в 2016–2017 годах, и поначалу было сложно найти подходящих кандидатов. «Выяснилось, что не так легко найти на рынке труда человека с инвалидностью, например, в отдел бизнес-аналитики и планирования, где требовались продвинутые знания Excel и программирования на языке Python, — рассказывает специалист. — Потом мы поменяли тактику найма: знакомились, проводили собеседования со всеми кандидатами, которые к нам приходили, и уже отталкиваясь от знаний и умений соискателя с инвалидностью, подбирали работу. Такой подход оказался намного эффективнее, и мы до сих пор следуем его принципам».
Кроме того, по словам Евгении Портновой, резюме соискателей с инвалидностью сложно найти в открытом доступе: люди не всегда афишируют свою инвалидность. Поэтому компания сотрудничает с различными благотворительными фондами, которые поддерживают людей с инвалидностью, участвует в совместных партнерских проектах, рассказывает об этом направлении своей работы.
Анастасия Секина, региональный менеджер по развитию талантов компании «Новартис Фарма» рекомендует работодателям обмениваться опытом трудоустройства людей с инвалидностью, посещать ярмарки вакансий, обращаться за помощью в некоммерческие организации и центры занятости. С каждым кандидатом, как считает эксперт, необходимо проводить качественное собеседование, чтобы понять, соответствует ли он ценностям компании, есть ли у него необходимые навыки и желание выполнять предлагаемую работу.
Как отмечает Игорь Новиков, в мире проживает около 10–12% людей с инвалидностью и это соотношение стабильно, за исключением периодов катаклизмов или войн. «Полагаю, что сегодня просто невозможно игнорировать столь многочисленное сообщество, — поясняет эксперт. — Бизнесу следует научиться видеть мир глазами человека с инвалидностью и научиться стирать границы. Обо всем этом можно читать в книгах, в интервью, но самый надежный способ узнать — это работать с людьми». Стереотипы, по словам Игоря Новикова, можно преодолевать с помощью просвещения — в первую очередь в крупных компаниях, которые чаще внедряют практики Diversity and Inclusion. «Средний бизнес ориентируется на крупный, поэтому стереотипы нужно преодолевать в среде крупного бизнеса, делать эффекты этого преодоления публичными, открытыми к обсуждению в разных сообществах и восприятию в регионах», — говорит эксперт.
По мнению Екатерины Плужник, внедрение принципов разнообразия и инклюзии способствует повышению эффективности команд, помогает им создавать универсальные и более востребованные продукты. Росбанк с 2017 года адаптирует сети подразделений, развивает альтернативные каналы обслуживания, обучает персонал культуре общения с людьми с инвалидностью. В 2019 году в компании появился документ, который максимально подробно описывает требования и специальные условия для сотрудников с инвалидностью. Он подготовлен на основе нормативных документов и применим для шести различных форм инвалидности: люди с частичной и полной потерей зрения, с частичной и полной потерей слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата и люди, передвигающиеся на креслах-колясках. В 2020 году также будет открыто новое здание, полностью адаптированное под нужды таких сотрудников.
В аффилированных компаниях «Филип Моррис Интернэшнл» в России сейчас работает более 40 сотрудников с разными формами инвалидности: по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата; среди них есть те, кто передвигается на коляске, а также те, у кого есть общие заболевания. «Мы обеспечиваем равные права и возможности для всех кандидатов и верим, что разнообразный состав наших рабочих команд вне зависимости от пола, ограничений по здоровью, вероисповедания, национальной принадлежности или любых иных индивидуальных черт приводит к более высоким результатам по сравнению с гомогенными командами», — говорит Евгения Портнова.
В компании «Новартис Фарма» трудоустроены более десяти сотрудников с инвалидностью. Многие работают в отделе финансов, на административных должностях — координаторы отделов, специалисты по организации мероприятий. Некоторые сотрудники также трудятся удаленно: оказывают поддержку медицинскому отделу, отделу коммуникаций и тренингов. Анастасия Секина подчеркивает, что онлайн-инструменты позволяют нанимать людей вне зависимости от их местоположения и упрощают процесс взаимодействия с коллегами.
Сотрудники с инвалидностью трудятся и во многих подразделениях «Билайна», в том числе в технических отделах и отделе маркетинга. Больше всего таких работников в центрах поддержки клиентов — колл-центрах, где можно трудиться удаленно. Компания также привлекает к работе стажеров, которые впоследствии могут попасть в штат. В конце 2019 года «Билайн» совместно с проектом Everland запустили первую в России платформу для развития профессиональных навыков специалистов с инвалидностью и их последующего трудоустройства. Кроме того, компания развивает программы цифровой грамотности и онлайн-образования и поддерживает проекты по реабилитации и абилитации людей с инвалидностью.
Автор
Евгения Чернышёва