Пять шагов моды к здоровому будущему

Индустрия моды несет огромные потери из-за пандемии COVID-19. Сокращение рабочих мест, финансовые трудности, сбои в цепочках поставок и работе швейных фабрик ведут к кризису всего рынка одежды. Специально для Plus-one.ru эксперт в области устойчивой моды Ольга Джонстон-Антонова рассказала, как индустрия моды переживает пандемию и кризис.

Мы больше не спешим в магазин. Покупатели не уверены в стабильности ни своих финансов, ни всей мировой экономики. Объем производства и продаж европейского текстиля и одежды сократится в 2020 году на 50%, предсказывает издание Just Style. Закрыты магазины, спрос на товары не первой необходимости, к которым относится одежда, падает, и в этих условиях модная отрасль вынуждена планировать свое будущее.

1. Показы мод переходят в онлайн

Еще до эпидемии ответственные дизайнеры заговорили о целесообразности подиумных показов во время Недель моды, о затратности и экологическом следе подобных мероприятий.

Из-за пандемии коронавируса модным домам пришлось отменить показы, назначенные на весну 2020 года. Некоторые организаторы рискнули переформатировать Недели моды и выйти с ними в онлайн. В условиях чрезвычайной ситуации в индустрии, где качество визуального контента решает судьбы дизайнеров и определяет коммерческий успех брендов, первопроходцы особенно рискуют. Но риски не остановили пионеров виртуальных Недель мод: Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве, прошедшую 4 и 5 апреля, и Неделю моды в Шанхае, состоявшуюся с 24 по 30 марта.

В будущем, я уверена, индустрия не откажется от живого дефиле и будет искать золотую середину между виртуальным и физическим миром. Но в условиях изоляции о Неделях моды в онлайн-формате можно говорить как о позитивном решении, которое позволило дизайнерам показать новинки и отвлечь миллионы зрителей от тревожных репортажей о пандемии.

Как рассказывает Мила Кущинская, основательница бренда ТSUGI Мoscow, ей, чтобы показать коллекцию в онлайне, пришлось в сжатые сроки перестраиваться. Требования к цифровым показам совсем иные, чем к физическим. Но, по словам Милы, это отличная школа, экономия ресурсов и проверка на звание дизайнера для каждого владельца микробренда.

2. Одежда становится виртуальной

В мае 2019 года амстердамский дом цифровой моды Fabricant продал первое виртуальное изделие класса люкс. Им стало платье Iridescence, купленное на благотворительном аукционе за $9,5 тыс.

Сегодня виртуальную одежду делают и российские дизайнеры. Регина Турбина продала первый виртуальный наряд в России в начале 2020 года. Ее онлайн-дефиле на Неделе моды в Москве включало как шитую дизайнерскую одежду, так и виртуальные образы. Регина говорит о росте интереса российских дизайнеров к созданию виртуальной одежды — к ней за советом в последний месяц обратились десятки коллег. Она считает, что будущее за дополненной реальностью. Уже сегодня так называемые виртуальные примерочные позволяют покупателям избегать ошибок с выбором фасона и размера вещи при заказе онлайн.

Если изоляция затянется и многие из нас продолжат существовать онлайн, то следует ожидать спроса на подобную одежду. Ведь, сидя дома в удобной пижаме, на экране можно выглядеть красиво и элегантно.

3. Модные бренды поддерживают своих покупателей

Как только спрос на одежду начал падать, многие бренды стали проводить агрессивную политику распродаж. Но «купи за полцены с бесплатной доставкой» — это не то, чего сегодня ждет покупатель. Дальновидные компании выстраивают диалог со своими клиентами, предлагая им поддержку, которая поможет пережить кризис. Одни организуют программы по обучению йоге и медитации, другие, например Chanel, проводят концерты звезд в Инстаграме, создают плейлисты и подборки рассказов о моде.

Креативный директор Gucci Алессандро Микеле выступил в известном подкасте The Sex Ed («Все о сексе») — компания готовит совместную серию передач о здоровом образе жизни. Некоторые бренды и дизайнеры проводят курсы по вязанию, вышивке, рисованию, 3D-моделированию. Продажи мадридской компании вязаных вещей We Are Knitters каждую неделю увеличиваются на 75% за счет уроков по обучению вязанию в Инстаграме и продаже соответствующих наборов, спрос на которые подскочил во время самоизоляции.

4. Продажи переводятся в онлайн

Пандемия переместила шопинг в интернет. Рост онлайн-покупок с начала вспышки пандемии в Китае составил 15-20%, в Италии — 81%. Российские СМИ сообщают о резком росте торговли в cети в марте 2020-го. Однако цифры разнятся в зависимости от категории товаров. Владимир Евладов, СЕО и основатель luxxy.com, маркетплейса для ресейла модных изделий, прояснил, что происходит с онлайн-покупками комиссионной одежды. К началу апреля перестали продаваться товары с чеком выше 50 тыс. руб. Объем покупок вещей стоимостью от 17 тыс. руб. до 50 тыс. руб. снизился на 30%, спрос на изделия по цене до 17 тыс. руб. не изменился.

Сегодня luxxy.com готов помочь российским продавцам комиссионной одежды, у которых нет своих онлайн-магазинов, предоставляя свою интернет-платформу и оказывая техническую поддержку.

В Евросоюзе возможность присоединиться к существующей онлайн-платформе предложил берлинский интернет-магазин Zalando. Участникам программы Connected Retail предлагают льготные условия на время кризиса и возможность продолжить сотрудничество после него.

Консалтинговая компания McKinsey разработала пособие для руководителей крупных компаний, которым срочно приходится создавать онлайн-магазины.

5. Фэшн-индустрия берется за маски и одежду для дома

Множество текстильных производств стали шить маски и защитные костюмы для медицинских работников. Компании по изготовлению одежды и аксессуаров берут инициативу в свои руки и проводят блиц-исследования по требуемым стандартам, немедленно внедряя полученную информацию в производство. Так, New Balance совместно с Массачусетским институтом технологий за несколько дней разработала прототип защитной маски и запустила производство.

Российские швейные предприятия тоже переходят на изготовление спецодежды. Например, компания по пошиву спортивной одежды в Екатеринбурге в сжатые сроки перепрофилировала производство на пошив многоразовых медицинских масок и уже приступила к их выпуску.

В случае затяжного карантина востребованными станут удобные и стильные вещи: пончо, кимоно, халаты, одежда для отдыха и занятий йогой; домашний текстиль — покрывала, подушки, пуфики для медитаций, скатерти для балконных или дачных столиков, покрывала и т.д.

Я создала бесплатную группу поддержки #модабезкарантина для фэшн-дизайнеров и профессионалов модной отрасли, которые хотят знать, к чему надо готовиться во время и после кризиса. Регистрация на онлайн-встречу — через мой профиль в Инстаграме или в группе в Фейсбуке «Циклическая Мода». Не забудьте использовать хэштег #модабезкарантина.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Джонстон-Антонова