По оценкам ООН, к 2050 году население Земли достигнет 9,7 млрд человек. Большая часть из них будет жить в городах, которые сегодня являются главными источниками загрязнения окружающей среды. Над тем, как сократить негативное воздействие мегаполисов на природу, бьются архитекторы всего мира. Самые футуристические проекты — в подборке Plus-оne.ru.
Город-лес возводят вдоль реки Люцзян в Гуанси-Чжуанском автономном районе на юге КНР. Он расположится на площади около 175 га неподалеку от мегаполиса Лючжоу. В городе будет жить около 30 тыс. человек. Как отмечают архитекторы проекта из итальянского бюро Stefano Boeri Architetti, из-за перенаселенности в районе часто возникает густой смог: в Гуанси живет чуть больше 50 млн человек. Чтобы нивелировать вредное воздействие ядовитой дымки, все здания города-леса будут почти полностью покрыты растениями и деревьями.
Всего архитекторы планируют высадить около 40 тыс. деревьев и 1 миллион растений более чем 100 видов. Благодаря этому город-лес будет способен каждый год поглощать около 10 тыс. тонн CO2 и 57 тонн микрочастиц пыли, производя около 900 тонн кислорода. Для сравнения: Шанхай, где живет более 26,3 млн человек, ежегодно выделяет свыше 190 млн т CO2.
«Размещение растений не только вдоль аллей в парках и садах, но и на фасадах зданий позволит уменьшить среднюю температуру городского острова тепла (в большом городе температура воздуха выше, чем за его пределами. — Прим. Plus-one.ru), создать барьер против акустического загрязнения и увеличить биоразнообразие за счет создания богатой экосистемы для птиц, насекомых и мелких животных, которые населяют территорию вокруг Лючжоу», — отмечают архитекторы в презентации проекта.
Снижение температуры островов тепла для городов в Гуанси-Чжуанском автономном районе — еще одна насущная проблема: в регионе часто объявляют наивысший уровень опасности из-за жары, когда температура поднимается до 40 °C.
В городе The Line не будет автомобильных дорог и машин, а весь транспорт сделают скоростным и уберут под землю. Мегаполис посреди пустыни Саудовская Аравия начала возводить в 2021 году. От песчаных барханов он будет отгорожен двумя огромными зеркальными стенами протяженностью 170 км — от побережья Красного моря до города Табук, столицы одноименной провинции. Между ними раскинется зеленый оазис с идеальным климатом, а добраться из одного конца города в другой можно будет всего за 20 минут по скоростной железной дороге. Мегаполис рассчитан на 9 млн человек.
Строительство The Line — часть амбициозного проекта Neom по развитию северо-запада Саудовской Аравии. Его еще в 2017 году анонсировал наследный принц Мухаммед ибн Салман. Инвестиции в The Line оцениваются в $500 млрд — это больше, чем объем мирового рынка космических услуг, который финансисты Morgan Stanley оценили в $350 млрд.
Цель принца — превратить регион в технологический хаб, что позволит Саудовской Аравии постепенно отказаться от нефтяной экономики в пользу высоких технологий. 95% энергии в The Line будут производить за счет использования альтернативных источников. Для этого здесь планируют создать «особую зону», с законами, отличными от остальной части страны. По словам Мухаммеда ибн Салмана, проект вертикально-слоистого города, каким спроектирован The Line, бросает вызов традиционным плоским, горизонтальным мегаполисам, создает модель для сохранения природы и улучшения условий жизни людей.
Идея строительства с нуля города в американской пустыне принадлежит предпринимателю, экс-президенту Walmart eCommerce Марку Лору. По его заказу датский архитектор и основатель бюро BIG Бьярке Ингельс создал архитектурную концепцию мегаполиса, который расположится на 60,7 тыс. га и к 2070 году станет домом для 5 млн человек. Марк Лор хочет возвести самый устойчивый город на планете. По его словам, это возможно только в том случае, если город строится с нуля, — тогда ничего не мешает внедрять самые современные технологии, которые помогут экономить энергию и бороться с глобальным потеплением.
Строительство в Телосе будет вестись из экологичных материалов, здесь окажется много растительности, а по городу будет ездить автономный электрический транспорт и летать воздушное такси.
Марк Лор — не единственный американский бизнесмен, собирающийся построить собственный город. В марте 2023 года стало известно, что миллиардер Илон Маск купил землю недалеко от Остина в Техасе и планирует возвести здесь город, где будут жить и работать его сотрудники. Рядом уже ведется строительство зданий для компаний Маска SpaceX и The Boring Company.
Из-за повышения мирового океана, вызванного глобальным потеплением, Мальдивы к концу века могут уйти под воду, так как 80% поверхности островов находится всего в одном метре над уровнем моря. Чтобы спастись, власти государства заключили партнерство с нидерландской архитектурной студией Waterstudio для создания проекта плавучего города. Согласно разработкам, он будет располагаться в лагуне недалеко от столицы страны. На начальном этапе здесь смогут жить около 20 тыс. человек, а количество малоэтажных плавучих домов достигнет 5 тыс. В 2021 году на Мальдивских островах жила почти 521 тыс. человек.
По мере повышения уровня моря будет расти и город, который будет построен на плавучих конструкциях шестиугольной формы, смоделированных по геометрическим формам местных кораллов. С высоты птичьего полета Maldives Floating City напоминает мозг. На дне лагуны будут посажены кораллы, чтобы стимулировать естественный рост рифов Мальдив, которые из-за повышения температуры океана находятся под угрозой исчезновения. Планируется, что проект будет завершен уже в 2027 году.
Датское архитектурное бюро BIG, помимо города в пустыне для американского бизнесмена Марка Лора, разработало проект футуристического островного города BiodiverCity по заказу правительства штата Пенанг. Он займет территорию в 1821 га и будет располагаться на трех искусственных островах с пляжами, парками и набережными.
BiodiverCity призван не только способствовать устойчивому экономическому и культурному развитию штата, но и защищать флору и фауну его прибрежных зон. Поэтому здания будут построены из бамбука, малайзийской древесины и «зеленого» бетона, сделанного на базе переработанных материалов (состав не раскрывается). Для поддержания биоразнообразия вокруг районов создадут сеть экологических коридоров из заповедников и парков.
Между собой острова BiodiverCity соединят общественной транспортной сетью (по воздуху, воде и земле), чтобы жители могли отказаться от автомобилей и передвигаться на велосипедах или пешком. Также в городе будет действовать система утилизации мусора, а энергообеспечение — производиться за счет возобновляемых источников. Сердце проекта — цифровой парк площадью 200 га, который, по словам архитекторов BIG, станет местом, где каждый сможет исследовать мир технологий, робототехники и виртуальной реальности.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Маргарита Федорова