Пшик-культура

Стрит-арт родился как уличный ответ на острые социальные и политические проблемы. Со временем из субкультуры этот вид искусства превратился в мейнстрим, а вчерашние маргиналы стали получать заказы от местных властей. Как сегодня художники, рисующие на фасадах и площадях, воздействуют на город и его жителей, в беседе с Plus-one.ru обсудили создатель биеннале уличного искусства Сабина Чагина, сооснователь международного фестиваля уличного искусства в Екатеринбурге Андрей Колоколов и директор Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге Таня Пинчук.

Работа из серии «Счастливый билет» Дмитрия Аске. Роспись находится на Ленинградском вокзале в Москве

Сабина Чагина

Куратор, сооснователь творческого объединения и одноименной биеннале «АртМосСфера», созданных для поддержки, изучения и развития уличного искусства

Куратор, сооснователь творческого объединения и одноименной биеннале «АртМосСфера», созданных для поддержки, изучения и развития уличного искусства

Бэкграунд

Корни субкультуры стрит-арта растут из Нью-Йорка конца 1970-х, из экономического кризиса, в котором находился город. Граффити возникли как реакция на депрессивное состояние неофициальной столицы мира. Их авторами стали подростки из неблагополучных семей. С одной стороны, граффити и хип-хоп-культура выступили своеобразной альтернативой развитию преступности. Вместо того чтобы выяснять отношения в драках, подростки стали делать это в творчестве, соревнуясь друг с другом в мастерстве и стиле. С другой стороны, согласно теории разбитых окон, несмотря на то, что уличное искусство развивало субкультуру, оно негативно влияло на среду и преступность. Как разрешилась дилемма в Нью-Йорке? Появилось специальное полицейское подразделение, которое отлавливало граффитчиков, приравнивая надписи на стенах к серьезному преступлению. Власти и полиция провели масштабную зачистку города от граффити, но субкультура от этого только размножилась, распространилась в Европу и другие страны. Запреты стали ее питательной средой.

Стрит-арт и город

Граффити выявляет болезненные точки в городе. К примеру, на Солянке есть известный дом с атлантами — о нем никто толком не заботился, пока граффитчики не покрыли его тэгами. Они указали на проблемную зону, после чего здание наконец взяли под охрану и отреставрировали. Можно сказать, что уличное искусство — это своеобразный камертон неблагополучия, сигнал тревоги.

В Америке и Европе уличное искусство стало инструментом джентрификации старых районов. Яркий тому пример — Бруклин или Винвуд в Майами, где сейчас проходит Art Basel. Художники расписывают фасады, район преображается, в нем появляется жизнь, открываются кафе и другие заведения, это повышает рентабельность жилья.

Распространенная модель нынешнего развития уличного искусства в России — «мы даем деньги, а вы рисуете». И это имеет слабое отношение и к искусству, и к субкультуре. Каждый второй думает, что разбирается в искусстве, и советует, что должно появиться на стене, — заказчик диктует художнику, что рисовать.

И это, увы, не ново: Рокфеллер когда-то пригласил Диего Риверу украсить Рокфеллеровский центр, и в итоге закрасил его мурал (изображение на стене здания или соружения), когда тот отказался убирать с фрески изображение Ленина. Сотрудничество художника с городом — распространенная практика. Зачем это городу? Есть бюджет — надо его потратить. Зачем это художнику? Ради заработка, продвижения и возможности сделать работу в масштабе. Но создать что-то действительно интересное и ценное в такой связке сложно.

Что дает уличное искусство художнику

Портрет Маяковского в Сочи, художник Ян CROPE Кузьмин

Мало кто из граффитчиков учился рисовать. Однако в среде пишущих буквы на стенах может вырасти большой художник. Для этого не нужно учиться пять лет в институте. Понимание пространства у таких людей, как правило, лучше, чем у тех, кто отучился в вузе, за счет постоянной практики.

Уличное искусство развивает сообщество. Но, как и в любом другом сообществе, здесь важно знать меру, чтобы не убить специфические черты и характер жанра. К примеру, брейкинг сегодня стал олимпийским видом спорта. Да, это может помочь представителям сообщества, но, с другой стороны, теряется изюминка: танцоры больше думают о технике, чем о стиле, который также является неотъемлемой составляющей. В уличном искусстве важно сохранять самобытность направления, а не превращать его в бесконечный декор. А для этого нужна экспертиза, как раз ее нам не хватает.

Уличное искусство в России

Город Выкса, где вот уже 10 лет проходит фестиваль уличного искусства «Арт-овраг», кардинально преобразился. Уличное искусство хорошо представлено в Екатеринбурге. Здесь сформировались такие художники, как Тимофей Радя и Слава Птрк, появляются довольно остросоциальные работы — к примеру, «Грязьбург» Славы Птрк. Думаю, это связано с тем, что здесь меньше давления сверху. В городе проходит нелегальный партизанский фестиваль «Карт-бланш». Все-таки сложно представить подобное в Москве. В столице работает армия коммунальных служб, которые моментально все закрашивают.

В работе с городом много нюансов, и мы прочувствовали все их на себе, когда делали фестиваль «Лучший город земли» в 2013 году. Мы пригласили известных художников, которые создали муралы более чем на 100 столичных фасадах. Это был совместный с городом проект и первый такой прецедент в Москве. Прошло время — и почти все работы закрасили. Стало понятно, что фестиваль был яркой витриной позитивных изменений и благоустройства, которое тогда происходило, что, конечно, не отменяет его художественной ценности. Подобных мероприятий много во всем мире, и они более-менее похожи.

Так родилась идея создать биеннале уличного искусства, чтобы развивать сообщество изнутри. Мы пригласили около ста художников со всего мира, а также кураторов и критиков. Представители искусства уличной волны приезжали и творили здесь в режиме арт-резиденции — создавали работы в студиях специально для биеннале. Аналогов представления уличных художников в формате биеннале нет по сей день. Так мы показали еще одну их грань — что они могут работать не только с городской средой. В рамках нашей биеннале прошла дебютная двойная выставка Дмитрия Аске и Алексея Луки — сегодня это очень известные и востребованные художники, которые тогда только начинали.

Невидимая платформа

Работа из серии «Счастливый билет» Дмитрия Аске. Роспись находится на Ленинградском вокзале в Москве

Но деятельность творческого объединения «АРТМОССФЕРА» не ограничивается только проведением биеннале, которая проходит раз в 2 года, поскольку такой меры было бы недостаточно для создания платформы, которая позволит художникам с бэкграундом в уличном искусстве развиваться. Для этого необходимо постоянное участие в проектах. Поэтому мы реализуем паблик-арт-программы, проводим уличные и галерейные выставки, создаем работы на городских площадках — например, курируем проект «СТЕНА» в ЦСИ «Винзавод». В прошлом году провели три региональных фестиваля совместно с культурной платформой «АРТ-ОКНО» — во всех этих событиях участвуют наши художники. Также уже в течение 5 лет совместно с RuArts Foundation мы выступаем соорганизатором первого в России аукциона в поддержку уличного искусства, по итогам которого художник получает грант.

Андрей Колоколов

Сооснователь и идеолог STENOGRAFFIA, международного фестиваля уличного искусства, который проходит в Екатеринбурге с 2010 года

Сооснователь и идеолог STENOGRAFFIA, международного фестиваля уличного искусства, который проходит в Екатеринбурге с 2010 года

Бэкграунд

По нашему опыту могу уверенно сказать, что в любом месте есть люди, для которых самовыражение стоит на первом месте, они тянут за собой среду. Если рассматривать срез городов от 50 тыс. человек, то здесь мы всегда сталкиваемся с уличной активностью. Однако качественное самобытное уличное искусство мы встречаем только там, где есть развитая университетская среда. И, по нашему опыту, здесь ключевую роль играет не само образование, а формирование связей на базе университетской инфраструктуры. Это подтверждает и тот факт, что уличные художники, как правило, не являются выпускниками специализированных художественных заведений.

Роль уличного искусства для города

Отличный пример изменений на уровне города — Екатеринбург. В первые годы на «Стенограффии» все акценты были смещены на работу со средой и формирование смысловых работ. Сегодня же стрит-арт Екатеринбурга — это его визитная карточка. Среда, в свою очередь, изменяется в позитивную сторону.

Частный пример изменений. Однажды у нас взломали склад и украли краску. Узнав, кто мы такие, «взломщик» пришел к нам и попросился волонтерить. Следующие 5 лет ездил с нами по всей стране, занимаясь фестивалями. Так он вырвался из своего окружения и вытащил еще несколько человек. Сказать, что его жизнь изменилась кардинально, — ничего не сказать.

Кроме того, стрит-арт может реально менять жизнь города, воздействовать на решения властей. Хороший пример — серия уличных рисунков «Заставь чиновника работать» в Екатеринбурге. Художники превратили ямы на дорогах в рты реальных представителей власти. В дальнейшем ямы действительно закатали в асфальт, а художников — нет, и люди поняли, что такими работами можно добиться реальных действий.

Уличное искусство в России

Работа художника Petro в городе Невинномысск в Ставропольском крае

Как нам кажется, на самом остром языке говорит сегодня уличное искусство в Екатеринбурге. Художники обращаются как к социальной и религиозной тематике, так и размышляют о глобальных, не менее остро стоящих вопросах: какую ответственность должен нести художник при использовании искусственного интеллекта, может ли уличное искусство быть инклюзивным.

К примеру, в 2018 году мы сделали арт-объект «Нейронный стрит-арт». Робот-принтер, разработанный авторской командой STENOGRAFFIA, перенес на стену рисунок. За основу эскиза был взят сюжет об Ахиллесе — из мозаичного пола римской виллы IV века н.э. Специально обученная нейросеть «Яндекса» с помощью машинных алгоритмов восстановила отсутствующие элементы античной мозаики. Художник, который создавал эту мозаику, не мог даже помыслить, что спустя почти 17 веков его работу восстановит интеллект совершенно другого уровня и происхождения. Рисунок, созданный двумя роботами под нашим наблюдением, — это послание к сегодняшним художникам: представьте, что может произойти в будущем с вами и тем, что вы создаете сегодня. Сейчас каждый из нас может создать то, что кто-то продолжит из другого времени и другого мира.

Даже в небольших городах возможны глобальные акции. Например, в Ноябрьске нам удалось сделать кейс, который попал в британские таблоиды. Мы запустили в озеро Ханто, берег которого был усыпан мусором и автомобильными покрышками, куклу, похожую на Лох-Несское чудовище. Утром пробегал человек, он сфотографировал арт-объект и выложил ноябрьскую Несси в интернет. Снимок взорвал соцсети. Новость попала в Daily Mail, Daily Mirror, The Sun, на озеро приехала съемочная группа федерального телеканала. Это вызвало энтузиазм у жителей Ноябрьска, люди начали активную очистку берега озера от мусора, даже выиграли грант на эти цели. В последние два года эту территорию системно благоустраивают с привлечением местных властей и крупного регионального бизнеса.

Что дает уличное искусство власти и художнику

Уличное искусство может быть для власти полезным: арт-объекты создают для города позитивную повестку, изменяют его облик при минимальных вложениях. Наш фестиваль принимает поддержку, потому что команде важно создавать значимые и масштабные проекты, которые повлияют на развитие городской культуры. Для этого требуются ресурсы. Кроме того, административная и финансовая поддержка позволяет создавать мощный трамплин для молодых художников, собирать как можно больше авторов вместе, знакомить их между собой. На этой почве кросс-дисциплинарности возникает новое качество проектов. Эта энергия создает ощущение бурлящей, активной городской жизни, а это по-настоящему важно.

Таня Пинчук

Директор музея стрит-арта в Санкт-Петербурге

Директор музея стрит-арта в Санкт-Петербурге

Бэкграунд

Уличное искусство — такая же часть культуры, как и любое другое искусство. В любом развитом обществе есть потребность в культурной среде, в искусстве, поэтому есть и художники, и уличное искусство в том числе.

Часто искусство появляется вспышками в самых неожиданных местах. Причин может быть много. Если в обществе нет свободы, уличное искусство может стать той средой, в которой человек сам себе организует свободу.

Уличное искусство — это не язык улиц, а язык художников, на котором они общаются между с собой и с публикой. Все-таки художники — тонкие и талантливые люди, которые работают со смыслами и красотой. По природе своей уличное искусство создается на злобу дня, это реакция на то, что происходит в обществе сейчас.

Роль в жизни города

«Дитя грядущего» — самая большая работа Дмитрия Аске на данный момент. Её высота — 54 м, а площадь — 756 кв. м. Роспись находится в микрорайоне «Новая Трехгорка» в подмосковном Одинцове

Любое искусство открывает для человека дополнительные возможности для реализации. Уличное искусство более доступно, в нем нет институциональных границ. По сути, это максимально демократичная область самовыражения. Возможно, его роль не так очевидна для социума, но точно не менее важна.

Есть много примеров, как уличное искусство использовали в качестве инструмента для джентрификации. Девелоперы и строители Петербурга, Москвы и регионов уже более 10 лет активно работают с уличными художниками. Сегодня публичное пространство или торговый центр не открываются без участия представителей стрит-арта.

Уличное искусство в России

Собственно, наш Музей стрит-арта — самый хороший в данном случае пример. Дмитрий Зайцев, владелец завода слоистых пластиков, придумал открыть на его территории Музей стрит-арта, с целью вдохнуть новую жизнь в производственные цеха. Завод находится в промзоне города и сейчас является локомотивом культурной жизни этого района и важной точкой на культурной карте Петербурга.

Несмотря на то, что в Петербурге много мест, где происходят культурные события, Музей стал местом притяжения публики, хотя мы находимся совсем не в центре. У нас проходят масштабные выставки, ярмарки совриска, музыкальные и театральные фестивали, на которые приезжают люди со всей России и часто из-за рубежа.

То, как выглядит город, как люди себя в нем чувствуют, и то, как они себя в нем проявляют, — это вещи взаимосвязанные. Если создать среду, наполнить город искусством, показать то, насколько разным может быть уличное искусство, то, скорее всего, появятся люди, которые станут этим интересоваться. Хантеры, фотографы, искусствоведы — дальше появятся выставочные пространства, галереи, коллекционеры. Сложно перечислить, в каком огромном количестве нюансов искусство способно качественно улучшить городскую среду и разнообразить жизнь человека в городе.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Наталья Майборода