Еще 20–30 лет назад расширение границ молодости, наблюдаемое в наши дни, было трудно вообразить. Достижения медицины, улучшение жилищных условий, мода на спорт и здоровое питание сделали продление жизни и активного возраста если не глобальной, то как минимум весьма заметной тенденцией. Рок-звезды старше 50 лет продолжают собирать многотысячные стадионы, актеры того же возраста играют героев-любовников и купаются в восхищенных взглядах поклонниц.
По данным Росстата за 2016 год, в России проживает 9,4 млн человек в возрасте от 60 до 64 лет, 7,2 млн — в возрасте от 65 до 69 лет, более 13 млн — в возрасте от 70 и более лет. По статистике, каждый второй сотрудник 45 лет и старше планирует работать минимум до 65.
Однако инерция в обществе дает о себе знать: в нашей стране традиционная концепция «старости» все еще сильна. В повседневной жизни сотрудник старше 45 лет — до сих пор воспринимается работодателем как обуза, несмотря на профессиональный опыт, широкую сеть связей и другие преимущества, которые дает возраст. Если человек остается на работе «до последнего», его нередко осуждают за то, что он «не дает места молодым».
Кроме того, в России многие пожилые люди боятся заводить романы, нарядно одеваться, иметь гаджеты, тратить деньги на путешествия, считая это делом исключительно молодых. Plus-one.ru выбрал проекты, помогающие людям «третьего возраста» вырваться из плена стереотипов, вновь ощутить себя нужными для общества, найти единомышленников и занятия по душе.
Где искать работу? Как интересно провести выходной? Куда пойти учиться рисованию, языкам или танцам? Узнать об этом можно на портале «Баба-Деда», который собирает самые интересные предложения от партнерских организаций по всей стране.
Но проект не ограничивается информированием своих пользователей. Его самое яркое мероприятие — «Подиум зрелой красоты», который дает возможность обычным мужчинам и женщинам старшего возраста выйти на подиум и попробовать себя в роли моделей на показе одежды. Среди партнеров мероприятия — МГТС, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко и европейский бренд WITT international.
«Нас поддерживают как уже известные, так и начинающие дизайнеры, модные бренды, которые объединяются, чтобы показать обществу новый образ зрелого человека. И это очень правильно, ведь наш подиум — социокультурный. В первую очередь мы показываем не вещи — мы показываем людей!» — рассказала Plus-one.ru автор проекта и основатель «Баба-Деда» Анастасия Лазибная.
Инкубатор социального бизнеса Impact Hub ведет исследовательский проект Beyond (un)employment, предметом которого является безработица среди людей старше 50 лет. Программа реализуется с мая по декабрь 2017 года при участии Фонда имени Роберта Боша. Среди участников есть благотворительные организации («Старость в радость») и частный дом престарелых.
«Мы анализируем количественные исследования, предоставленные ФОМ, РАНХиГС и ВШЭ, и проводим качественные — интервьюируем целевую аудиторию. На основе инсайтов, выявленных в интервью, и выводов из социологических исследований эксперты (которые либо работают с целевой аудиторией либо сами ей являются) составляют карту проблемных для людей 50+ зон. Далее генерируются идеи, как можно своими силами и новыми проектами эти проблемные зоны латать. В следующем году продолжением программы станет бизнес-инкубатор для людей старшего возраста»
Анна Арзамасова, координатор исследования
Многие люди старшего возраста, чьи дети и внуки живут в других городах и странах, чувствуют себя одинокими, в то время как интернет позволит им общаться с родными каждый день. А, кроме того — оплачивать счета, записываться на прием к врачу и работать на дому.
Но что если пожилой человек думает, что ему поздно осваивать компьютерную грамотность? Решить эту проблему позволяют бесплатные учебные программы:
— «Азбука интернета» (Ростелеком, Пенсионный фонд РФ);
— «Мобильная академия» (МТС, Фонд развития Интернета, Союз пенсионеров России);
— «Сети все возрасты покорны» (МТС).
Слушатели курсов изучают, как устроены навигация и поиск информации в интернете, электронная почта, мессенджеры и социальные сети, интернет-банкинг и коммерция, государственные и социальные услуги, электронные развлечения и онлайн-безопасность.
Жители Москвы и области старше 45 лет могут трудоустроиться в качестве нянь и сиделок в рамках проекта «Бабушка на час», основанный Натальей Линьковой и Юлией Денисовой.
После обучения участникам программы предлагают работу с почасовой оплатой недалеко от дома. Услуги бабушек и дедушек могут быть востребованы у семей с маленькими детьми либо тяжелобольными родственниками, которые нуждаются в постоянном уходе.
Пока родители работают или отдыхают, пожилые помощники могут поиграть или почитать с детьми, отвести в школу первоклашку или помочь с уроками. Услуги пригодятся и благотворительным организациям, хосписам, домам престарелых.
Сообщество работодателей «Компании для Всех Возрастов» стремится содействовать доступности рынка труда для зрелых специалистов, популяризировать в России принципы профессиональной разновозрастной среды (age diversity), политики равных возможностей и межпоколенческой коммуникации на отечественном рынке труда.
Организаторы проекта подчеркивают, что опытные специалисты обеспечивают преемственность в своей области, выступая наставниками для молодых сотрудников, а риск спонтанного увольнения у этой категории впятеро ниже, чем у молодежи. На сайте проекта можно почитать истории успеха, которые уже реализованы в компаниях МГТС, «Ростелеком», «Балтийский завод — судостроение», «Сан Мишель», «Омскэнерго».
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Людмила Брус