Профессоры будущего

Человечество находится на пороге Четвертой промышленной революции. Многие специальности исчезнут навсегда, а на смену им придут совершенно новые. Как изменится ситуация в нашей стране? Об этом Plus-one.ru рассказал руководитель направления по реализации образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО) Станислав Нисимов.

— Какие новые профессии в ближайшие 3-5 лет появятся в России?

— Сложно говорить о появлении принципиально новых специальностей или профессий. Скорее, стоит сказать, откуда они появляются. Когда открывается новое производство, особенно высокотехнологичное, необходимы специалисты. А так как технология — новая, то люди туда требуются со специфическими наборами знаний и умений. В случае с РОСНАНО это в первую очередь инженеры. Скажем, для новой ветроэлектростанции под Ульяновском.

— Как можно обучиться на новую специальность, если в нашей стране по ней никогда не работали, не занимались этим?

— Обычно при запуске нового проекта начинается поиск профессионалов в близлежащих областях. Они доучиваются на имеющихся образовательных базах и могут идти работать. Но порой, как было, например, с инженерами по солнечной энергетике, программу переподготовки приходится создавать с нуля. Иногда бывает и так, что у самих университетов и институтов не хватает компетенций, а преподавателям — нужных знаний. Тогда уже профессора отправляются в другие университеты, в том числе и зарубежные, повышать свою квалификацию, а потом создают новую программу для обучения специалистов.

— Раскройте, пожалуйста, — может быть, на примере — цикл появления новой профессии.

— Предприятие по производству солнечных панелей было ориентировано на Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет — мы создали на его базе программу переподготовки. Она была нацелена на обучение технологов и инженеров, потому что были нужны люди непосредственно на производство. Параллельно был запущен исследовательский центр по повышению эффективности панелей, разработке новых технологий. Организовали его на базе Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе.

Показательна история создания сети центров позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Это самый передовой и широко применяемый метод диагностики онкологических заболеваний, позволяющий обнаружить опухоль размером 2-3 мм. Были нужны команды разнопрофильных специалистов: радиохимиков, медицинских физиков для обслуживания оборудования, врачей-рентгенологов, которые могут читать томограммы и фактически ставить диагнозы, — от их квалификации вообще все зависело.

Специалистов мы нашли. Кого-то смогли где-то перекупить, привезти экспатов из-за рубежа. Но когда сеть расширялась, нам поставили задачу по обучению специалистов. В итоге мы написали задание на разработку новой образовательной программы. Объявили конкурс, нашли университет и с помощью иностранных партнеров выстроили новую программу и для радиохимиков, и для врачей.

В процессе разработки мы обратились на физфак МГУ, чтобы выяснить, кого эффективнее обучать: медиков физике или физиков медицине? В итоге решили, что проще переподготовить врачей. Но для разных категорий специалистов все индивидуально. Радиохимиков, хоть они и работают над созданием медицинских препаратов для лучевой терапии, нужно учить на химфаке.

— Получается, что специалисты в будущем должны быть максимально разносторонними?

— Совершенно верно. Это связано и с тем, что новые специальности рождаются на стыках наук, и со скоростью развития науки в целом. Теперь нет смысла обучаться определенной технологии, потому что пока мы ее изучаем, она устаревает. Стратегия должна быть такая: нужно получить комплексное, фундаментальное образование. В будущем потребуется постоянно учиться и проходить переподготовку.

— Однако есть люди, которые хорошо разбираются только в чем-то одном, но зато в своей работе показывают стабильно высокий результат. Как им найти свое место в новом мире?

— К сожалению, люди, обладающие только одной компетенцией, будут ограничены в выборе работы — их будут рассматривать на вакансии по остаточному принципу. Взрослым придется как-то себя перестраивать и находить силы развиваться, а вот о детях можно побеспокоиться уже сейчас. Психологи советуют попробовать как можно больше областей знания уже в среднем школьном возрасте, поучаствовать в различных учебных проектах, поработать в команде. Тем более что в школах сейчас развивают проектно-исследовательскую деятельность.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Мария Сотскова