Посетители библиотек в США и Канаде могут бесплатно арендовать велосипед

Так власти борются с вредными выбросами от автомобилей

Более 20 городов в США и Канаде предлагают посетителям библиотек бесплатно арендовать велосипед. Власти рассматривают байкшеринг как средство для снижения загрязнения воздуха от выхлопных газов от автомобилей, сообщает Sharable.net.

Огайо стал национальным лидером в США в программах совместного использования велосипедов посетителями библиотек, после того как инициативу Book-A-Bike запустили в городе Атенс в 2013 году. С тех пор к движению присоединились девять библиотечных сетей, последние — в городе Лорейн. Там же в мае 2019 года запустили программу  Go Lorain Bike Share, в которой участвуют и другие государственные службы. Например, полиция предоставляет велосипеды. Другой партнер программы — Система общественного здравоохранения округа, в которой считают ожирение одной из главных проблем, продвигает езду на велосипеде среди населения. Ремонтом велосипедов занимаются молодые люди от 16 до 24 лет, которых трудоустраивает местная организация, нацеленная улучшить благосостояние населения.

Программа Book-A-Bike является примером того, как сообщество может объединиться, чтобы сделать небольшие изменения, которые способны оказать значительное влияние на благосостояние жителей. Программы байкшеринга действуют и в других городах Америки. Среди них — Джорджтаун (Техас), Сьерра-Виста (Аризона), Бетлехем (Пенсильвания). Библиотека Норвича в штате Вермонт предлагает арендовать электровелосипед, на котором удобнее передвигаться по окрестным холмам.

Европейские страны также субсидируют аренду велосипедов, чтобы снижать выбросы загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, и сдерживать изменение климата. Так, городские власти Вены в 2017 году разработали программу финансирования для аренды частных и коммерческих грузовых велосипедов. Сегодня они доступны в 13 районах австрийской столицы. Грузовые велосипеды предназначены для перевозки детей, домашних животных, продуктов и небольшой мебели. При поддержке администрации города начала работать  онлайн-платформа. Возвращаемый депозит размером в €50 позволяет арендовать велосипед на сутки, хотя некоторые операторы допускают его аренду на выходные. По данным Vienna Mobility Agency, пользователи платформы варьируются от родителей до диджеев и съемочных групп.

В Вене, еще до запуска общегородской программы, благодаря добровольным взносам начал работу проект  Lastenradkollektif. Программа Kasimir уже несколько лет действует в Кельне. В Великобритании тоже существует аналогичный  проект в городе Гилфорд. Компания каршеринга Cambio совместно с НКО и фламандским правительством создала  схожую систему в бельгийском Генте.

Москва развивает систему городского байкшеринга с 2014 года. По количеству велосипедов столичный велопрокат является одним из крупнейших в мире. Сейчас система «Велобайк» насчитывает 430 станций и 4 380 велосипедов. Велопарковки расположены рядом с большинством станций метро, а также перехватывающими автостоянками, школами, техникумами, вузами, библиотеками, почтовыми отделениями, театрами, деловыми и торговыми центрами. По всему городу насчитывается 230 км велосипедных дорожек и полос: 90 км — на улицах города и 140 км — в парках. Согласно российским правилам дорожного движения, велосипедисты могут пользоваться выделенными полосами для движения общественного транспорта.

Для регистрации в системе «Велобайк» необходимо использовать соответствующее мобильное приложение, терминал станции или сайт velobike.ru. Каждый зарегистрированный пользователь может арендовать и вернуть велосипед на любой станции в черте города. Стоимость проката складывается из абонентской платы и повременной части аренды: от 120 руб. за сутки, 600 руб.— за месяц, от 990 руб. — за сезон. В любом тарифном плане предусмотрена бесплатная поездка до 30 минут.

Развитие велосипедного движения позволяет снизить потребность в постоянном использовании личного автотранспорта, сделать дороги свободнее, увеличить скорость движения и, соответственно, уменьшить выбросы загрязняющих веществ. За последние годы, благодаря реализуемым в Москве мерам, средняя скорость движения в городе выросла на 16%. Это значимое достижение с точки зрения экологического эффекта, отмечают в «Мосэкомониторинге». При таком увеличении скорости движения удельные выбросы легковых автомобилей снижаются на 20-50% по основным загрязняющим веществам.

Автор

Антон Чугунов