Помоги старшему своему

1 октября во всем мире отмечают Международный день пожилых людей. В нашей стране пожилые, увы, в числе самых незащищенных социальных групп, особенно нуждающихся в помощи благотворительных организаций. Как сделать эту помощь максимально эффективной?

Александра Кузьмичева, координатор программ фонда «Старость в радость», считает, что для этого необходим системный подход.

Александра Кузьмичева, координатор программ фонда «Старость в радость», считает, что для этого необходим системный подход.

В сфере отечественной благотворительности системное решение какой-либо общей проблемы чаще всего подразумевает, что нужно или создать эффективный социальный инструмент общенационального уровня, или добиться, чтобы ту или иную жизненную потребность людей стало удовлетворять государство.

Мы знаем, например, как много сделали коллеги из других благотворительных фондов, чтобы людям, страдающим онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, упростили доступ к обезболивающим средствам. Знаем, что именно благотворительные фонды создают национальный регистр доноров костного мозга. Детские дома с малокомплектными разновозрастными группами — тоже во многом заслуга экспертов из фондов.

В сфере помощи пожилым людям и инвалидам, где работает наш фонд, системные изменения тоже стали возможны после обращения директора благотворительного фонда «Старость в радость» Елизаветы Олескиной к президенту страны на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив в Петрозаводске летом 2017 года. После этого правительству поручили создать общенациональную систему долговременного ухода. Теперь это федеральный проект «Старшее поколение» в рамках нацпроекта «Демография».

Система долговременного ухода поможет не только пожилым людям, но и людям любого возраста с устойчивыми ограничениями жизнедеятельности. Она будет включать и сопровождаемое проживание для инвалидов, и патронажные службы, и школы ухода для обучения родственников инвалидов и пожилых людей, центры дневного пребывания, прокат реабилитационного оборудования и, наконец, стационары — дома престарелых, психоневрологические интернаты.

А еще важно своевременно найти тех, кому нужна помощь. Прежде, если человек не обращался в органы социальной защиты, то они его просто «не видели». А он, например, из дома выйти не всегда может и телефоном не пользуется. Хоть по дворам ходи, но найти нужно всех. Впрочем, взаимодействие поликлиник и больниц со службами социальной защиты обычно эффективнее обхода подъездов.

Обнаружили нуждающегося человека? Теперь нужно по определенным критериям определить, кому какая помощь нужна и в каком объеме. Потом еще один этап — маршрутизация, когда нужно определить, кому из подопечных необходим центр дневного пребывания, кому — сиделка на два часа в день, а кому — сопровождаемое проживание.

Конечно, за короткий срок такую систему не наладить. Пока во многих регионах из всех необходимых элементов системы есть только полуторачасовые визиты соцработника домой к человеку два раза в неделю и интернаты. Получается, что если кому-то недостаточно посещений дважды в неделю, он должен переезжать из родного дома в казенные стены. Многие предпочитают умирать, но дома.

Мы стараемся помочь дожить до изменений к лучшему всем, кому только можем. Мы «приближаем будущее» в некоторых домах престарелых — нанимаем дополнительный персонал, чтобы пожилые люди и инвалиды имели элементарные возможности умываться по утрам, есть сидя, а не лежа, выезжать в столовую, в холл и на улицу, а не проводить месяцы или даже годы в кровати с видом на стену. Чтобы нянечка не заталкивала побыстрее в рот еду с ложки, а терпеливо помогала подопечному заново учиться есть самому, даже если его плохо слушаются руки. Сейчас у нас около 200 помощников по уходу в разных регионах страны, для нашего фонда это очень трудоемкая и затратная программа, и мы не без труда собираем на нее пожертвования.

Другой пример — патронажные службы для ухода на дому. Государственные патронажные службы я бы сравнила с автомобилями-беспилотниками: они есть, но их пока так мало, что доступны они лишь считанным людям.

У нашего фонда уже пять патронажных служб в трех регионах России. Они небольшие: фельдшер и пять-шесть сиделок, каждая из которых помогает одному-двум пожилым людям. Но за несколько лет они уже дали возможность жить дома, а не в интернатах, десяткам пожилых людей — и одиноким, и супружеским парам, и целым семьям. Типичный пример: у совсем старенькой мамы взрослый ребенок-инвалид. Им теперь не придется отправляться вместе в интернат — они могут жить в родном доме с нашей помощницей.

Конечно, мы не можем создать такие службы для всей страны, поскольку потребность в них огромна. Но нам по силам создать рабочую модель патронажной службы, разработать методики обучения, проконтролировать, как они работают, — и затем распространять этот опыт.

Мы уже подсчитали, что дешевле ухаживать по четыре часа в день за теми, кому не нужен круглосуточный уход, чем помещать людей в стационары. Для бабушек и дедушек, кому повезло попасть под опеку патронажных служб, — это в прямом смысле спасение.

Пока же мы одновременно и «звездолет в космос запускаем» (то есть строим систему долговременного ухода), и «картошку чистим»: одним подопечным покупаем подгузники, другим — кровати и тумбочки, а кому-то нанимаем сиделку. Но и на этом «приземленном» уровне можно стремиться к более системному подходу.

Скажем, если есть необходимость в подгузниках, мы можем помочь нашему подопечному оформить или переоформить индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Тогда он будет получать подгузники от государства, а фонд не будет брать на себя обязательство снабжать подопечного подгузниками пожизненно. А если в стационаре у подопечных пролежни — значит, надо не только купить средства для их лечения, но и обучить персонал так ухаживать за пациентами, чтобы пролежни возникали реже.

Но в идеале, конечно, надо стремиться к тому, чтобы удовлетворение основных потребностей пожилых людей взяло на себя государство, а благотворители и волонтеры занимались бы их эмоциональной поддержкой: общались с подопечными, исполняли их мечты (кто-то хочет в опере побывать, кто-то — на лимузине покататься, кто-то — научиться вышивать крестиком).

Даже в тех странах, где система долговременного ухода давно выстроена, благотворителям и волонтерам всегда есть чем заняться.