Согласно данным ООН, половина населения планеты до сих пор не онлайн. Чтобы подключить к интернету как можно больше новых пользователей, эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) разработали инвестиционную модель для оценки затрат на инициативы по ликвидации цифрового разрыва. И, похоже, модель обещает быть полезной.
Рост глобального проникновения всемирной паутины — лишь 2–3% в год. При этом показатель не меняется последние 15 лет. Если так пойдет и дальше, то к 2020 году около трех миллиардов людей останутся на задворках цифрового общества. В 2015 году швейцарская неправительственная организация Всемирный экономический форум (ВЭФ) запустила проект «Интернет для всех», в рамках которого разрабатываются новые модели сотрудничества между государственным и частным секторами для ликвидации цифрового неравенства.
Последнее исследование ВЭФ White Papers иллюстрирует инвестиционную модель для количественной оценки затрат при реализации проектов по «интернетификации», основываясь на четырех барьерах, препятствующих распространению интернета. Это дефицит инфраструктуры, недоступность сети с точки зрения цены, ограниченные цифровые навыки населения, а также недостаток соответствующего локального онлайн-контента.
Инвестиционная модель ВЭФ представляет собой четыре основных принципа, которые должны учитываться при разработке программ. Во-первых, страны должны четко определять количество людей, которое они хотят подключить к интернету за определенный промежуток времени. Во-вторых, заинтересованные стороны должны совместно определять барьеры, препятствующие широкополосному доступу в зависимости от особенностей конкретной страны.
Третий шаг — оценка инвестиций. «Необходимо оценивать каждый фактор, включая особенности местной политики и нормативную среду — например, налоговую политику», — говорится в исследовании ВЭФ. Наконец, четвертый аспект — анализ экономических обоснований проекта.
В 2016 году ВЭФ стал реализовывать разработанную модель в ряде государственных программ. Первые пташки — страны северного коридора на востоке Африки: Кения, Руанда, Южный Судан и Уганда. Инвестиционная модель «интернетификации» стран включает цели двух видов: краткосрочную и долгосрочную. К первой относится согласие правительств этих стран подключить 25 миллионов жителей к сети до конца 2019 года.
Долгосрочная цель подразумевает создание универсального доступа к интернету, что потребует привлечения почти 56 миллионов новых пользователей. Как говорится в исследовании, достижение этих целей априори означает преодоление каждого из четырех барьеров.
Пока же 42% населения четырех стран северного коридора не имеют доступа к мобильной широкополосной связи. Из-за высокой стоимости гаджетов только у 10–29% жителей есть смартфоны.
Для реализации проекта нужны инвестиции в размере почти $2 млрд — по $64 на человека, говорится в работе ВЭФ. Благодаря применению модели «Интернет для всех», расходы можно снизить до $49 на человека — общий объем требуемых инвестиций тогда составит $1,39 млрд.
Среди способов сокращения бюджета — активное и пассивное совместное пользование телекоммуникационной инфраструктурой в неподключенных к Интернету районах. Это позволяет снизить затраты более чем на $250 млн. Еще один шаг — отмена НДС на простенькие смартфоны, что сделает их дешевле на 16% в Кении и на 18% — в Уганде.
С 2014 года проекты по ликвидации цифрового неравенства в России реализует «Ростелеком». Компания была выбрана правительством как единый оператор универсальной услуги связи в России. Цель проекта — проложить свыше 200 тысяч километров волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) для 14 тысяч населенных пунктов, где проживает в общей сложности пять миллионов человек. К 2019 году планируется построить почти 14 тысяч точек доступа Wi-Fi.
В этом году «Ростелеком» отменил абонентскую плату за пользование оборудованными компанией точками доступа Wi-Fi, построенными в рамках проекта устранения цифрового неравенства. Все точки возведены в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, с численностью проживающих от 250 до 500 человек.
Еще один барьер на пути цифровизации — отсутствие у людей, особенно у пожилого населения страны, навыков пользования интернетом. Поэтому компания развивает социальный проект «Азбука интернета», который включает в себя обучающий портал и специализированные конкурсы. За последние два года более 100 тысяч пенсионеров из 74 регионов России успешно прошли обучение и влились в ряды интернет-пользователей.
По данным исследований аналитического агентства GfK, в прошлом году 84 миллиона россиян в возрасте от 16 лет пользовались Интернетом. Проникновение интернета в России немного меньше, чем в среднем по Европе, и существенно выше, чем в среднем в мире.
Если говорить о доступности Интернета, то стоимость широкополосного доступа со скоростью 10 Мбит/сек в нашей стране обойдется гораздо дешевле, чем в США, Германии, Китае и Австралии. Так, в России тариф стоит в среднем 350 рублей, в то время как американец заплатит за него 2,700 рублей, австралиец — 2,200 рублей, китаец — 1,850 рублей, а немец — 1,380 рублей.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Татьяна Кондратенко