«Нужно учить детей учиться»

Цифровизация становится необратимым трендом в образовании, работодатели требуют от молодых людей «мягких» навыков, а не конкретных знаний, одни профессии исчезают, другие — появляются, третьи — трансформируются. В преддверии Международного дня образования, который отмечается 24 января, Plus-one.ru выяснил у экспертов в области образования, как и чему учить детей сегодня, чтобы в будущем у них была успешная карьера, и какие знания им действительно пригодятся.

Фото: iStock.com

Дошкольное образование

Сейчас с раннего детства ребенка начинают учить каким-то профессиям. На рынке раннего развития существуют многочисленные негосударственные учреждения: центры дошкольной подготовки, языковые курсы, творческие мастерские. Помимо чтения и письма, детям пытаются привить профессиональные компетенции и подготовить их к будущей карьере.

«Мы выделили несколько надпрофессиональных навыков, которые можно дать дошкольникам. Во-первых, программирование, умение работы с гаджетами и роботехника. Во-вторых, креативное мышление и межотраслевые коммуникации. В будущем они будут необходимы для того, чтобы освоить профессии, которые соединяют в себе несколько дисциплин. Профессии, которые подлежат инструкциям, роботизируются. Сегодня полезнее разбираться не в одной теме на 100%, а в нескольких на 30%. Новые услуги, товары и идеи создаются на синтезе наук. А зарабатывать в будущем будет тот, кто способен создавать что-то инновационное.

Третье качество — умение быстро перестраиваться и действовать, когда все пошло не по плану. Наконец, четвертое — важно быть самостоятельным и брать ответственность н себя. Хорошо создавать детям „лягушатник“ проблем и позволять им самим справляться, быть ответственным за их решение и за свою судьбу».

— Татьяна Василькова, психолог, основатель Школы раннего развития «Аз-бу-ка»: Татьяна Василькова, психолог, основатель Школы раннего развития «Аз-бу-ка»

В отличие от частных развивающих центров, государственные учреждения — детские сады — перестали выполнять функцию, которая раньше была главной, — образовательную. Сейчас она трансформировалась в уход и присмотр. Это связано в том числе с увеличением количества детей в группах. Значит ли это, что ребенок, чьи родители не могут позволить частные курсы, будет необразован?

«Нельзя рассматривать ребенка как бизнес-проект с некоторым инвестированием в него. Ребенок нуждается в отношениях, их ему нужно давать. Если говорить о социальном кружковом развитии, то ребенка можно отдать на занятия с полутора лет. Но это должна быть группа, в которой присутствует родитель, она должна быть нацелена на общение, эмоциональное развитие, освоение мира. Это не робототехника и даже не чтение. Мозг должен дозреть до этих вопросов. Самый надежный способ нанести удар по развитию нервной системы ребенка — отдать его на занятия, не уделяя должного внимания общению и заботе о нем».

Антон Сорин, генеральный директор психологического центра «Квартет» Антон Сорин, генеральный директор психологического центра «Квартет»

Школа

Чтобы сегодняшние школьники были успешны в будущем, у них нужно формировать компетенции XXI века, также известные как 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация. Эти компетенции были выделены на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году.

«Когда в 6-м классе человека заставляют решить, физика, литература или биология, то это не совсем правильно. Определение приходит немного позже. Задача и родителей, и школы — максимально расширять горизонты. Можно организовать экскурсии на предприятия, беседы с родителями одноклассников, которые расскажут о своих профессиях. Когда опыта нет, ребенок живет в рамках, заданных родителями. А они зачастую опираются на свой опыт 20-летней давности и могут просто не знать о профессиях, которые появляются сейчас».

Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ

«Компетенции 4К наряду с эмоциональным интеллектом — это средства для улучшения запоминания и понимания пройденного предмета, а не вместо этого. Школьник должен выйти с базовыми знаниями математики, физики, химии, географии и так далее. И с умением и желанием учиться дальше».

Александр Милкус, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ

«Нужно учить детей учиться. Еще их нужно учить тому, что в ближайшие время мы не сможем отдать алгоритмам. Машина это будет делать без ошибок, быстро, дешево. А детей нужно учить другому, от обратного. Креативному мышлению, problem solving, коллаборации, разным проектным работам, тому, как эффективно работать в команде, разделять роли, как подходить по-разному к задачам».

Дарья Гриц, директор по стратегии цифровых продуктов для формального образования Skyeng Дарья Гриц, директор по стратегии цифровых продуктов для формального образования Skyeng

Цифровизация — второй тренд в школьном образовании. Согласно нацпроекту «Образование» до 2024 года во всех российских школах появится интернет, техническое оснащение, компьютеры. Считается, что это позволит сделать образование более адаптивным, то есть отвечающим на нужды ученика, и персонализированным.

«Новые технологии используются далеко не всеми учителями, большинство преподает по старинке. Электронные дневники, проекторы или интерактивные доски не изменили качество образования. Под изменением школы мы понимаем уход от принципов классно-урочной системы, то есть это, например, технология перевернутого класса, бОльшая коммуникация с внешним миром, индивидуализация образования. Это сейчас требуется от школы, но результаты пока не очень заметны», — отмечает Александр Милкус.

Высшее образование

Современные студенты, как и школьники, сталкиваются с необходимостью учиться непрерывно. Многие направления и профессии, на которые поступают выпускники школ, к моменту окончания учебы могут исчезнуть либо востребованность в них значительно упадет. Кроме того, сейчас работодатели требуют от выпускников обладания «мягкими» навыками, в частности умения работать в команде и решать проблемы, а также обладания навыками ведения переговоров и критическим мышлением.

«Сейчас дефицит „мягких“ навыков очень высок. Часто их наличие оценивается выше, чем теоретическая подготовка. Работодатели хотят, чтобы у человека был развит эмоциональный интеллект, чтобы он умел работать в команде, а не тянуть одеяло на себя. Еще одно важное качество — креативность. Для этого необходим широкий бэкграунд, начитка, эрудиция. Но сегодня система образования заточена на подготовку узкопрофильных специалистов, которые не могут посмотреть широко. Их главной проблемой становится зашоренность».

Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ

Еще один необратимый тренд — завоевание рынка рутинных профессий роботами. Эксперты предсказывают, что благодаря машинному обучению и нейросетям искусственный интеллект сможет в дальнейшем претендовать на выработку нового знания, то есть потенциально будет конкурировать с людьми в креативном поле.

«Рынок рутинных специальностей мы уже проиграли, а сферу занятости, связанную с креативом, пока еще нет. Но такая борьба развернется. То, где компьютеры и искусственный интеллект точно не смогут заменить человека, — это все, что касается человечности. Это отношения между людьми, эмоции, чувства и так далее. Вот это человеческое за нами и останется».

Денис Конанчук, директор по образовательным инновациям бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук, директор по образовательным инновациям бизнес-школы СКОЛКОВО

«Одна из главных задач родителя — сохранить в ребенке любопытство и интерес по жизни. То есть то, что обычно в школе в результате зубрежки и правильных ответов исчезает. С 1 до 11 класса того, что нужно заучивать, становится все больше, а интереса — все меньше. Как раз этого любопытства потом очень не хватает в профессии. Родителям важно уметь распознавать интерес у ребенка, давать ему пробовать разное и смотреть, что у него отзывается. Соответственно, пытаться всеми способами этот интерес сохранить до взрослого возраста», — рекомендует Денис Конанчук.