НКО уходят в Интернет

Алексей Сахаров, руководитель отдела благотворительных и социальных проектов краудфандинговой платформы Planeta.ru, рассказал +1 о digital-технологиях в благотворительности.

Алексей Сахаров

— Алексей, каковы главные слагаемые успешного крауд-проекта?

— Это качественное видеообращение, эмоциональное и понятное текстовое описание с подробной сметой, продуманная финансовая цель, интересные награды для спонсоров. Очень важна продуманная пиар-стратегия из ряда обязательных шагов. Сначала необходимо задействовать ближайшее окружение. Это позволяет проекту подняться в своей категории, собрать первоначальную сумму, увеличить информационный шум в Сети. На втором этапе работаем с дружественными сообществами в соцсетях, отталкиваясь от целевой аудитории. Если проект направлен на помощь бездомным животным, можем выйти к компании-поставщику кормов для животных. После того, как мы поработали с лояльной аудиторией, расширяем охват через лидеров мнений. У многих фондов в Попечительских советах есть известные люди, которые сами рассказывают о проекте подписчикам. Ну и в финале логично выходить к СМИ. Журналистам интереснее рассказывать о живом проекте — можно посмотреть, сколько человек поддержали проект, что было сделано для привлечения внимания и сбора средств. Ориентируемся именно на интернет-СМИ, чтобы размещать гиперссылки на крауд-кампанию.

— То есть, кампания фонда, у которого нет страниц в соцсетях, обречена?

— Если у фонда нет своих страничек, нужно больший упор делать на работу с дружественными сообществами. Тогда важно, чтобы аккаунты в соцсетях были у человека, который занимается проектом. Но соцсети удобны фондам и без краудфандинга, все больше НКО уходят в Интернет. К тому же, от имени паблика можно запускать рекламу.

— Насколько эффективно реклама в соцсетях работает для благотворительных проектов?

— Реклама позволяет увеличить охват, но никто не гарантирует, что человек не просто посмотрит публикацию, а заинтересуется. Видео быстрее получает охват в соцсетях, на него активнее реагируют, чем просто на текст или на текст с фото. Но оно должно быть цепляющим и мотивирующим. И важно соблюдать хронометраж: 1,5-2 минуты. Затянутое непрофессиональное видео утомляет.

Пранкеры "Rakamakafo"

— А что делать, если автор хочет профессиональное видео, но не может себе его позволить?

— Привлекать видеоблогеров. Есть много каналов в Youtube с большим числом подписчиков, которые не вовлечены в благотворительность. В июле у нас завершился самый народный проект — строительство центра для выпускников интернатных учреждений «Наставник плюс». Проект поддержали почти 11 тысяч человек. Его реализовывал фонд «Дорогою Добра» совместно с творческим видеообъединением «Rakamakafo». Блогеры загрузили на свой канал социальный ролик, который сразу нашел отклик среди школьников и студентов. Казалось бы, это неплатежеспособная аудитория, ребята перечисляли от 5 до 100 рублей. Но их было очень много, поэтому проекту удалось собрать около 2 млн.

— Чем еще для фондов является краудфандинг, помимо способа финансирования?

— Это возможность рассказать о своем проекте большому количеству людей и проверка идеи на прочность: в данном случае люди голосуют рублем. Запустив проект на Planeta.ru, фонды получают случайную аудиторию, на которую без нас бы не вышли. Многие СМИ отслеживают наши проекты и сами о них пишут. Была забавная история: фонд «Теплое детство» из Архангельска запустил первый проект. Увидев информацию, региональное СМИ рассказало о кампании. Хотя они из одного города! Но понадобилась наша площадка для того, чтобы фонд и СМИ узнали друг о друге.

— Есть ли у «Планеты» ресурс для поддержки крауд-кампаний фондов?

— Безусловно. За каждым проектом закреплен менеджер, который подробно рассказывает авторам о продвижении, знакомит с нашим пособием по краудфандингу, помогает придумать награды и редактирует текстовое описание. Поддерживаем авторов размещением в так называемой «карусели» и первой линии проектов на сайте. Про активные проекты пишем в соцсетях и дайджестах, которые получают более 500 тысяч человек. Мы инициируем публикации в СМИ, придумываем разные форматы сотрудничества с блогерами и бизнесом. Часто обсуждаем с коллегами возможности помощи конкретным проектам, подсказываем авторам. Любой проект — это всегда совместная работа автора, площадки и аудитории.